3.2.5. Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения

1) логопед надавливает на плечи сидящему ребенку и предлагает ему подняться. Это упражнение способствует выработке ритмичности движения и дыхания. Детям предлагают в игровой форме произнести звуки низким и высоким голосом, используя для этого различные игровые упражнения.

В основном за счет гласных звуков возможно интонационно окрасить речь и, главное, достичь ее слитного и плавного произнесения. При произнесении гласного “у” обращают внимание на то, что губы вытянуты вперед, при “и” — губы растянуты в улыбку, при звуке “э” — рот слегка полуоткрыт и т.д. Атака звука зависит от плотности смыкания голосовых складок и силы выдоха.

3.2.5. Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения

При мягкой атаке момент смыкания голосовых складок и момент начала выдоха совпадают. Объем работы над голосом и методические приемы зависят от возраста заикающегося. Это указывает на большое значение состояния голоса у родителей, воспитателей и, тем более, логопеда. Оно не является самостоятельным типом, так как при этом обязательно включается в работу диафрагма, и может считаться лишь вариантом.

Для более длительного выдоха необходим и больший запас воздуха. Коррекция нарушений дыхания начинается с общих дыхательных упражнений, целью которых является увеличение объема, силы и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и нормализация ритма дыхания.

Активизируя деятельность ребенка, необходимо сосредоточить его внимание на выполнении упражнения

Целесообразно использовать следующие дыхательные упражнения. Слегка потряхивая руку, возвращает руку и голову в исходное положение (выдох). Логопед поднимает голову и плечи при опоре на руки (вдох), затем опускает (выдох). Необходимо стремится к активному включению ребенка в упражнение с помощью игры («Вот наш малыш! Ку-ку, наш малыш спрятался»). 7. Ребенка просят как можно дольше задержать вдох, добиваясь таким образом более быстрого и глубокого вдоха и медленного выдоха.

Ребенок должен не только ощутить движение, но и услышать речевую инструкцию к нему и по возможности увидеть его выполнение (в зеркале). Например, ребенок непроизвольно глубоко вздохнул или зевнул, логопед фиксирует его внимание на углубленном вдохе и выдохе: «Ах, как ты умеешь глубоко дышать!

Начальные этапы работы над голосом могут быть включены в период “щадящего речевого режима” или “режима молчания”. Работа начинается с изолированного произнесения гласных звуков. Рот должен быть широко открыт, при этом звук “посылается” вперед.

Под атакой звука понимают начало звука, т.е. включение в работу голосовых складок. Существуют три вида атаки звука: твердая, мягкая и придыхательная. При придыхательной атаке звука сначала слышится легкий шум выдоха, а затем слышится звук, похожий на “Х-А-А-А”. При твердой атаке сначала смыкаются голосовые складки, а затем осуществляется выдох. Звук получается твердый, часто резкий.

В самом начале работы над голосом заикающиеся обучаются использовать грудной резонатор, так как это снижает напряжение голосовых складок. Эта снимает излишнее напряжение голосовых складок, стенок гортани и глотки, т.е. способствует снятию “зажимов”.

В момент выдоха нажимает на грудную клетку, как бы препятствуя вдоху (в течение неск. сек.). Это упражнение способствует более глубокому и быстрому вдоху и удлиненному выдоху. 3. Одновременно с поворотом головы ребенка в сторону логопед отводит в соответствующую сторону и его руку (вдох). В развитии речевого голоса у заикающихся учитывают атаку звука и регистр голоса.

Что еще посмотреть: