Выразительные приемы и их роль в дирижерской практике

Все это непосредственно относится и к дирижированию. Здесь также кисть должна быть раскрыта и обращена ладонью вверх, но по сравнению с жестом «приглашения» чуть более опущена. В схеме движений он соответствует жесту вступление.Окончание произведения должно быть одновременным у всего хора и характерным для исполняемой музыки.

Важнейшим условием дирижерского жеста является наличие в нем элемента предупреждения. Ни одно желание или чувство дирижера не могут быть выполнены хором, если в жесте, которым дирижер выражает это свое требование, нет элемента предупреждения.

Основой дирижирования является непременная взаимосвязь предупредительных и основных жестов. Размеры в зависимости от количества в них сильных долей делятся на простые и сложные. Движение руки на дыхание дается в направлении доли, предшествующей той, на которой происходит вступление. Этот подготовляющий жест в какой-то мере соответствует жесту дыхание и дается также в темпе и в характере исполняемого произведения.

Все, что было сказано о мимике, в равной степени относится и к пантомимике

Дирижирование ферматой предусматривает два основных приема – начало ферматы (становление ферматы) и ее окончание. Жест становление фиксирует ту долю, над которой поставлена фермата. Снятие ферматы показывается так же, как было сказано выше в разделе снятие.

При дирижировании хорового произведения, в котором встречаются вступления отдельных партий, дирижер должен показывать вступления этим партиям. Эти показы вступлений должны быть ясны, понятны и правильны.

Все эти моменты очень важны в процессе дирижирования. Дирижер должен передать исполнителям не то, что в нотах написано (что и без дирижера понятно), а то, что он чувствует в музыке. Изучение разнообразных выразительных возможностей в дирижировании, которые раскрывают перед дирижером возможность овладеть совершенством дирижирования. Определение связи выразительного жеста и образа. Анализ выразительных средств музыки в дирижировании.

Кисть может быть круглой, плоской, угловатой, собранной в кулак, раскрытой веером и т.д. Пальцами руки дирижер получает специфическое ощущение соприкосновения со звуком, от чего зависит дирижерское туше. Пальцы играют Немаловажную роль в выразительных движениях.

Их каждое движение или положение ярко и характерно окрашивает выразительное движение или положение всей руки. Большой палец помогает кисти в<Шепке звучности, в ощущении «формы» звука и т.д. При дирижировании пальцы должны оставаться относительно неподвижными, в отличии от кисти, свободной и подвижной в кистевом суставе, чуткой, готовой к любому движению.

И. А. Мусин в своей работе «Техника дирижирования» предлагает к рассмотрению следующие виды жестов

Выразительные свойства движения предплечья приобретают лишь в сочетании с движениями других частей руки и главным образом кистевыми. Плечом пользуются для увеличения амплитуды жеста, а также показа насыщенности звука в кантилене, большой, сильной динамики. Безусловными показателями эмоционального отношения дирижера к музыкальному произведению служат его пантомимические и особенно мимические движения.

В дирижировании им пользуются обычно, когда нужно выделить какой-то отдельный голос из других и обращают его непосредственно к данному исполнителю

Впрочем, их роль в процессе дирижирования крайне невелика: предпочтение здесь, несомненно, должно быть отдано естественной, безусловной мимике. Внимание исполнителей, в большей степени, сосредоточено на взгляде дирижера, чем на руке. Мимика является следствием четкости и яркости образного мышления дирижера. Особую роль в общении с оркестром играет взгляд дирижера, бессловесно передавая ему определенную информацию (Л. И. Уколова).

Конечно, не у всякого дирижера лицо достаточно подвижно и выразительно от природы, но у каждого в большей или меньшей степени ощущение музыки отражается в мимике. Движения головы весьма заметны и применяются дирижером экономно. Легкое и быстрое или спокойное и плавное движение головы в сторону вступающей партии — часто наилучшее средство обеспечить нужный характер вступления.

Однако частые изменения в положении ног создают неустойчивость корпуса, делают дирижерский облик суетливым; вот почему эти изменения должны быть экономны и целесообразны. В самых общих чертах можно отметить, что при исполнении спокойной, созерцательной, сосредоточенной и т.д.

Жест «напряженности», «цепкости»

В скульптурно-рельефном облике дирижера воплощается характер музыкального образа, его художественная идея, стилистические и жанровые особенности. Дирижер пользуется большим количеством жестов, прототипом которых являются движения, дополняющие ситуативную речь и почерпнутые из жизненной практики. Выполняется обычно таким движением руки слегка в сторону от себя, с одновременным раскрытием и поворачиванием вверх ладони, жестом предлагаем кому-нибудь сесть или взять что-либо.

Зовущий» жест наиболее распространен в жизненной практике. В нем пальцы собраны в горсть и несколько напряжены. В дирижировании они имеют большое выразительное значение. Основные элементы дирижерского языка жестов — выразительный, изобразительный и условный. Жесты и пантомимические движения имеют определенный темпо-ритм, агогику, динамику, характер дыхания и течения (плавный или прерывистый в различных градациях). Роль изобразительного элемента в дирижировании значительна.

Как взмах руки перед ударом, как мысль, предваряющая слово. Только сочетание предупредительного и основного жеста делает дирижирование действенным и понятным. Точка” – это важнейший штрих, который является неизменным составным элементом каждого дирижерского жеста, выражающего ритмическое течение музыки. При большем, чем четыре, количестве долеи в такте движения руки в зависимости от строения такта повторяют какое-либо из четырех направлений.

Жесты должны быть свободны, естественны, в то же время экономичны и точны. Во время дирижирования рука дирижера действует как слаженный аппарат, части которого взаимодействуют друг с другом. Значение предупреждения в дирижерском жесте также важно и необходимо, как разбег перед прыжком.

Что еще посмотреть: