Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Этико-философский анализ проблемы жизни и смерти»

Данная работа представляет собой первое в советской этической и философской литературе диссертационное исследование проблемы жизни и смерти. Проведенный в данном диссертационном исследовании этико-фи-лософский анализ проблемы жизни и смерти позволяет сделать несколько выводов общего порядка. Другая группа выводов касается содержания и сущности проблемы жизни и смерти. В эти же годы вышло из печати несколько работ, посвященных вопросу о смысле жизни, в которых отчасти была затронута проблема смерти*.

Современная танатология (учение о смерти) представляет собой одну из “горячих” точек естественнонаучного и гуманитарного знания. Интерес к проблеме смерти обусловлен несколькими причинами. Во-первых, это ситуация глобального цивилизованного кризиса, который в принципе может привести к самоуничтожению человечества. Введение в философскую танатологию. Это приводит к выраженному обесцениванию человеческой жизни, к презрению жизни как своей, так и другого человека.

В качестве биоэтической проблемы эвтаназия рассматривается, как помощь пациенту умереть, причем по возможности быстрее и безболезненнее. В этом плане различают эвтаназию пассивную (прекращение медицинской помощи, отключение систем жизнеобеспечения) и активную (медицинское вмешательство с целью прекратить жизнь пациента). Эвтаназия в настоящее время запрещена законодательством практически всех стран мира; рассматривается как вариант уголовного преступления, убийства.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Этико-философский анализ проблемы жизни и смерти»

3. Отношение к смерти как проблема моральной педагогики. Среди этических проблем имеются проблемы, которые представляют интерес не только для специалистов в области этики и философии. О необходимости решительного преодоления такого явления как уход от острых проблем жизни, вдумчивого анализа волнующих людей вопросов говорил на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС тов.К.У.Чер-ненко*.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Сабиров, Владимир Шакирович, 1984 год

Главную свою задачу танатологи видят в том, чтобы помочь человеку побороть страх смерти. Несомненно он играет свою роль в соответствующей идеологической обработке сознания индивидов современного буржуазного общества.

I Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 года. — М., 1983, с.30. гия, которая в ее современном варианте акцент делает на гуманитарном и гуманистическом аспекте проблемы смерти

Было бы несправедливым считать, что проблема смерти полностью выпала из поля зрения марксистской философской и естественно-научной литературы. Долгое время /20-50-е годы/ в исследовании смерти преобладал естественно-научный подход. В 60-70-е годы проблема смерти затрагивалась в марксистской литературе, посвященной критическому анализу современной буржуазной философии, в особенности экзистенциализма.

Смысл человеческой жизни, как и ее бессмертие, заключаются в моральности

В кн.: Философская энциклопедия. Практически это вылилось в опубликование нескольких работ, непосредственно поднимающих данную проблему^. 1 См.: Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые. S92L. том, что здесь еще только ставятся исследовательские проблемы, намечаются некоторые пути их решения.

Указанные особенности проблемы смерти практически не учитываются в современной танатологии, что не могло не отразиться на конечных выводах, к которым приходят ее представители

К проблеме, по своей сути этической, обращаются, как правило, не этики, а специалисты в других областях философского знания. Поэтому предварительным условием ее теоретического анализа является четкий выбор аспекта и определение основной цели исследования.

Таким образом, только успешно решая проблемы нравственного воспитания, можно создать предпосылки для правильного решения человеком проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия. Причем, именно смерть воспринимается в качестве главной силы, обессмысливающей индивидуальное существование, делающей его трагичным и безысходным.

Что еще посмотреть: