В больших организациях многоуровневые ОСУ по признаку дифференциации и выделяют: «стратифицированные» и «совмещенные» структуры управления

В больших организациях многоуровневые ОСУ по признаку дифференциации и выделяют: «стратифицированные» и «совмещенные» структуры управления. Линейная структура управления (рис. 11) является наиболее прием-лемой лишь для простых форм организаций. Структура и система тесно связаны, но отождествлять их нельзя.

Структурный подход к организации позволяет упорядочить задачи, распределить роли, полномочия и ответственность. Структура есть результат процесса организации, итог движения, упорядочение элементов конкретной системы. Итак, структура организации — это фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации. ОСУ фирмы (компании) направлена прежде всего на установление четких взаимосвязей между отдельными ее подразделениями, распределение между ними прав и ответственности.

В литературе по менеджменту приводится множество трактовок ОСУ, которые отражают сложность и многозначность этой категории. В саморазвивающихся системах структура непрерывно меняется. Многозначность понятия ОСУ позволяет использовать его не только применительно к организации как целому. При трех и более уровнях формируется средний слой, который, в свою очередь, может состоять из нескольких ступеней. ОСУ должна быть достаточно гибкой и реагировать на внешние и внутренние изменения; ОСУ должна быть адекватна социально-культурной среде организации.

Поэтому попытки слепо копировать структуры управления успешно функционирующих организаций не дают желаемого результата. Вместе с тем ОСУ является консервативным элементом системы управления. Этот консерватизм объясняется не только тем, что изменения ОСУ затрагивают интересы целых коллективов, но и объективными требованиями сохранения устойчивости системы.

Они являются более гибкими и адаптивными. Для них характерно небольшое число управленческих уровней, правил и инструкций, большая самостоятельность в принятии решений на низовом уровне. Напомним, что термин организация предусматривает определение порядка взаимодействия отдельных элементов, входящих в состав организационной системы.

Рассмотрим применение принципа иерархии к социальным системам, в том числе и к деловым организациям. С иерархией властных полномочий тесно переплетается распределение ответственности и компетенции, связанных с деятельностью организации. В рамках деловой организации иерархия предусматривает распределение полномочий властного или функционального характера не только по вертикали, но и по горизонтали.

Структура хорошо работает в небольших организациях при высоком профессионализме и авторитете руководителя

Так, например, плановый и коммерческий отделы, бухгалтерия и отдел кадров находятся на одном уровне в иерархической схеме распределения властных полномочий. Бюрократическая система утратила многие черты своей рациональности и превратилась в целый слой людей, связанных с управлением (чиновников).

Такое отношение к делу способствует развитию чиновничьего диктата как в экономической сфере, так и в социальной. В стратифицированных структурах на одном уровне управления применяется один признак, а на более низком — другой. В отличие от этого в совмещенных структурах на одном и том же уровне применяется по два и более признака дифференциации, что порождает двойное и более подчинение и приводит к матричной организации.

В первой половине ХХ века доминирующими были сначала линейные и функциональные ОСУ, а затем их комбинации

К гибким структурам можно отнести проектные и матричные структуры. Наличие в любой иерархической системе указанных недостатков ведет к тому, что со временем в работе деловой организации накапливается влияние отрицательных тенденций.

Этот вид патологии поражает организации независимо от их размера и вида деятельности. Он встречается в органах государственного управления и даже в организациях, занимающихся решением экономических проблем на межгосударственном уровне. Основная сложность борьбы с указанными недостатками заключается в том, что они носят объективный характер и присущи любой иерархической системе управления.

Первое связано с необходимостью совершенствования органов государственного контроля, в том числе деятельности судебной системы, и усилением их позитивного влияния на работу деловых организаций. Второе — с введением в иерархическую систему управления деловых организаций методов управления, характерных для общественных организаций.

В рамках структуры протекает управленческий процесс, между участниками которого разделены функции и задачи управления. Ключевыми понятиями ОСУ являются: элементы, связи, уровни и полномочия, а также принципы формирования структур. Структура любой организации состоит из функциональных единиц: управлений, отделов, секторов и т.д.

Что еще посмотреть: