И. Кант сделал вывод, что главный путь сочетания свободы каждого со свободой других — это формирование гражданского общества. Они заложили основу и других теорий гражданского общества. Так, К. Маркс пришел к осознанию того, что в исследовании государства надо опираться на анализ гражданского общества.
Существуют различные подходы к определению, составу, элементам, функциям гражданского общества. С нормативной точки зрения, основанной на классической теории демократии, развитие и деятельность гражданского общества считаются краеугольным камнем процесса демократизации. В целом взгляд на гражданское общество с точки зрения посткоммунистической трансформации сосредоточен на его ведущей роли в демократизации общества. Современная демократия, основанная на понятии автономии личности и важности частной жизни, выросла из гражданского участия.
Это сравнительно новое направление, которое отличается повышенным вниманием к неправительственным организациям как главным представителям гражданского общества. Она указывает на тенденции непредвиденных последствий зарубежной помощи: развитие гражданского общества, ориентированного на ресурсы, идеи и руководство доноров.
Основные подходы к исследованию гражданского общества в западной и отечественной литературе
Это направление исследований возникло также недавно в связи с концепцией не-гражданского общества как одного из подмножеств гражданского общества. Современные тенденции формирования не-гражданского общества возникают под предлогом заботы о безопасности и, в частности, борьбы с терроризмом.
По определению Дж. Коэна, политическое общество включает политические партии, политические организации и политические публичные институты, такие как парламенты и конгрессы. Экономическое общество состоит из организаций, занимающихся производством, распределением, и институтов коллективного торга, профсоюзов, торговых ассоциаций, советов. В традиционной дихотомической модели плюрализм в гражданском обществе является необходимым для поддержки демократического государства.
Оно будет управлять гражданским обществом посредствомабстрактных формальных правил и процедур. Пятичастная модель позволяет нам встать над противоположными взглядами на роль государства в демократической системе. Однако политика гражданского общества в современных условиях должна быть подкреплена правильным пониманием его собственных слабостей. Он пытался сформулировать принцип устойчивого развития, ведь в любое время человечество стремилось к идеальному состоянию.
Постепенно оно перестанет удовлетворять людей, они взбунтуются против установленных правил, и это приведет к развалу выстроенной общественной системы. В политических учениях Аристотеля, Платона гражданское общество означает не некое догосударственное состояние, оно скорее выступает как синоним понятия «политическое общество», т.е. государство.
Человек политический античности решал все общественные дела в духе коллективной демократии участия. Для человека античного полиса государство было полноценным самодеятельным участником и воплотителем всех его решений. Понятие гражданского общества непосредственно ни в работах Платона, ни в работах Аристотеля не встречается.
Именно такой подход к анализу общественных систем как некой целостности, основанной на этико-правовых ценностях и имеющей целью устойчивое развитие, нам кажется продуктивным. В средние века идеи создания совершенного общества продолжали развиваться.
Эта пятичастная модель вносит определенные модификации в традиционные вопросы по поводу взаимоотношений между государством и политикой гражданского общества. Гражданское общество должно функционировать наряду, а не внутри государства. Все это делается с позиции, трактующей отношения между гражданским обществом и государством как взаимозависимые и направленные на сотрудничество.