Развитие читателя, периоды эволюции читательского восприятия могут быть определены с помощью возрастных и исторических проекций на аналогичную деятельность людей прошлого

Развитие читателя, периоды эволюции читательского восприятия могут быть определены с помощью возрастных и исторических проекций на аналогичную деятельность людей прошлого. Однако механизм читательского восприятия, эстетическое своеобразие рассмотрения текста весьма схожи в возрастном аспекте.

Структура восприятия как эстетической деятельности складывается из взаимодействия таких элементов, как читательские эмоции, воображение, осмысление содержания и формы произведения. Анализ читательского восприятия как деятельности требует учета своеобразия сочетаний перечисленных сфер работы. Однако выявляются и общие особенности данного вида деятельности людей разных эпох, но одного возраста.

Внимание к форме произведения и автору как его творцу на этой стадии развития минимально. Период нравственного самоуглубления (VII—VIIIклассы) характеризуется резкой субъективизацией читательского отношения к произведению.

Напротив, в определенный период развития выдвигаются одни качества читателя и тормозятся другие. Проблема взаимодействия возрастного развития и индивидуальных особенностей личности в современной психологии в самом общем виде может считаться разрешенной. Процесс этот достаточно противоречив, и геронтологи отмечают нарастание стереотипных реакций в поздних фазах отногенеза, которые, однако, регулируются степенью творческой продуктивности личности.

Конкретные психологические исследования, связанные с проблемой художественного восприятия, остаются в основном в пределах павловской концепции. Практическое значение этой классификации сказывается и в том, что она находит применение в методике преподавания литературы.

Диагностика проводилась в двух видах эстетической деятельности — в живописи и литературе. Быстрота и точность реакции на новую художественную систему проверялись и на литературном материале. В классе зачитывались отрывки из стихотворений Н.А. Некрасова «Родина» и Н.П. Огарева «Воспоминания детства». Давались задания и на эмоциональную дифференциацию художественного, образа.

Среди восьмиклассников 50 % учащихся принадлежали к среднему типу, 25 % — к мыслителям и 25 % — к художникам. В десятых классах средний тип составил 42 % учеников, 32 % школьников были наделены качествами мыслительного типа и 26 % — художественного. Количество школьников, участвовавших в эксперименте, не позволяет писать о закономерностях типологического индивидуального развития в ходе возрастной эволюции.

Художественная сложность материала эксперимента требовала предельного напряжения и тем самым помогала выявить наличие и отсутствие определенных читательских качеств. После чтения повести «Выстрел» в классе ученикам было предложено ответить на ряд вопросов.

Выводы, которые можно сделать из статистической обработки срезов по возрастной эволюции разных аспектов читательского восприятия, сводятся к следующему. Воссоздающее воображение склонно к угасанию, в то время как творческое прогрессирует. Рассуждение остается довольно стабильной формой постижений содержания художественного текста, но в ходе возрастной эволюции оказывается доступной длявсе большего числа школьников. Прежде чем обсудить результаты эксперимента, обратимся к качественному анализу восприятия в связи с особенностями индивидуальной типологии.

Таковы наиболее типичные свойства читателей в период осознания социально-исторических связей искусства и действительности и эстетического отношения к художественному произведению. В следующий период сильным элементом читательского восприятия оказывается логическое понимание текста.

Что еще посмотреть: