Пространственная сцена — это собственно один из видов арены и тоже относится к центровому типу театра

Пространственная сцена — это собственно один из видов арены и тоже относится к центровому типу театра. Пространства сцены и зала здесь слиты воедино. Помимо этого, площадь сцены делится на игровую часть и боковые закулисные пространства. В зависимости от решения пространственная сцена может быть и осевой и центровой.

Для осуществления театральной постановки нужны определенные условия, определенное пространство, в котором будут действовать актеры и располагаться зрители. Зрительское и сценическое пространства в совокупности составляют театральное пространство. В основе любой формы театрального пространства лежит два принципа расположения актеров и зрителей по’отношению друг к другу: осевой и центровой.

В центровом или, как еще называют, лучевом — места для зрителей окружают сцену с трех или четырех сторон. Здесь также могут быть только два решения: либо четкое разделение объема сцены и зрительного зала, либо частичное или полное их слияние в едином, неразделенном пространстве. Сценическая площадка, ограниченная со всех сторон степами, одна из которых имеет широкое отверстие, обращенное к зрительному залу, называется сценой-коробкой.

Таким образом, сцена-коробка относится к осевому типу театра, с резким разделением обоих пространств. Сцена-арена имеет произвольную по форме, но чаще круглую площадку, вокруг которой расположены зрительские места. Сцена-арена представляет собой типичный пример центрового театра.

В отличие от арены, площадка пространственной сцены окружена местами для зрителей не со всех сторон, а только частично, с небольшим углом охвата. В современных решениях для достижения большей универсальности сценического пространства пространственная сцена часто сочетается со сценой-коробкой. Кольцевая сцена бывает двух типов: закрытая и открытая.

Вот почему помещение задней сцены делается высоким и снабжается подъемными устройствами

Большая часть этого кольца может быть скрыта от зрителей стенами, и тогда кольцо используется как один из способов механизации сцены-коробки. В наиболее чистом виде кольцевая сцена не разделяется со зрительным залом, находясь с ним в едином пространстве. Все существующие формы театрального пространства так или иначе варьируют названные принципы взаиморасположения сценической площадки и мест для зрителей.

Базисной сценой современного театра является сцена-коробка. Поэтому, прежде чем перейти к изложению основных этапов развития театральной архитектуры, необходимо остановиться на ее устройстве, оборудовании и технологии оформления спектакля. В трюме находятся механизмы привода круга, подъемно-опускных площадок и прочее оборудование.

Площадь трюма обычно равна площади основной сцены, за вычетом места, отведенного для склада мягких декораций, — «сейфа». Высота трюма зависит от механизации планшета сцены — конструкции поворотного круга и подъемно-опускных площадок. Планшетом — называется пол сцены, деревянный настил, служащий местом для игры актеров и установки декорационного оформления. Колосники — решетчатый потолок сцены. На колосниках размещаются блоки декорационных, индивидуальных, софитных подъемов и прочее верховое оборудование.

Авансцена — это участок сцены, выходящий в зрительный зал за линию занавеса

В современных театрах авансцена зачастую включается в объем сценической коробки и снабжается всем необходимым набором механического оборудования для перемены декораций. Передняя сцена используется как место для игры актеров перед занавесом в непосредственной близости от зрителей.

Границей между главной сценой и ее передней частью служит красная линия — линия, по которой проходит антрактовый занавес

Формально границей плана сцены считается линия софитных батарей. В этом случае правильнее говорить об игровой площадке, а не об игровой части сцены. Все, что находится за пределами игровой сцены, относится к вспомогательным, подсобным пространствам.

Театральная сцена — это сложнейший узел взаимосвязанных и зачастую взаимоисключающих элементов, согласовать которые нелегко

Арлекин служит для маскировки подошвы огнестойкого и конструкции дороги антрактового занавесов. В современных решениях сцены арлекин, как правило, отсутствует.

По бокам сцены располагаются дополнительные резервные площадки, называемые карманами. Устройство и назначение арьерсцены аналогично карманам. В ряде случаев, когда требуется особенно большая глубина сценического пространства, площадь арьерсцены включается в игровую часть и на ней устанавливаются декорации. Согласно требованиям противопожарной безопасности, арка арьерсцены изолируется со стороны главной сцены огнестойким занавесом.

1,2. Внутреннее ограждение (к стене сцены) делается высотой 0,8 м. Это ограждение не только предупреждает несчастные случаи, но и несет чисто рабочие функции

От того, насколько правильно определены взаимоотношения различных частей сценического пространства, зависит качество самой сцены, ее пригодность к профессиональной работе. Эти данные разрабатываются централизованным порядком и служат основным документом всех проектировщиков. Отправной точкой в определении главных размеров сцены служат размеры портального отверстия.

Тройной запас высоты обеспечивает полную уборку подвесных декораций, минимальное применение падуг и достаточное раскрытие сценического пространства. Что касается ширины боковых сцен, то обычно обыгрываемая площадь сцены не превышает 5—6 м в глубину, поэтому более широкие фурки не имеют особого смысла.

В отличие от боковых пространств сцены, карманы находятся за пределами сценической коробки и поэтому имеют пониженную высоту, приблизительно равную высоте портала. В условиях нормальной эксплуатации подъем и спуск разрешается только с планшета сцены, во избежание несчастного случая. Основополагающим для всех видов сцен является и способ сочетания обоих пространств. Между стеной сцены и галереей оставляется свободное пространство для устройства направляющих и перемещения противовесов штанкетных подъемов.

Что еще посмотреть: