Принцип воспитания в процессе обучения

Принцип воспитания в процессе обучения. Практические указания содержатся в принципах и правилах обучения. Этот принцип отражает необходимость развития мотивации к обучению и стимулирования учебной деятельности. Принципы обучения представляют собой систему взаимосвязанных компонентов.

Принципы обучения формулируются на основе исследования всего исторического опыта образовательной деятельности и призваны поддерживать существующую практику, служить ее теоретической основой. Сколь бы ни были многообразны методы и средства учебного процесса, он будет эффективным, если сохранит свою целостность, единство составляющих его сторон. Принципы обучения — это общие руководящие идеи, исходные нормативные требования к организации учебного процесса, которые учитываются во всех его компонентах.

Они обусловлены целями обучения, которые, в свою очередь, зависят от потребностей людей, общества и государства. Поэтому принципы обучения имеют конкретно-исторический характер, т.е. могут изменяться под влиянием исторических условий, смены педагогических систем.

Современные представления о реализации принципа научности не допускают противопоставления различных методов постижения действительности, включая религиозный. В этой связи следует заметить, что и педагогическая наука не является исключением из этого общего правила. 2. Принцип связи теории с практикой как раз и нацеливает на необходимость постоянного сомнения и проверки теоретических положений с помощью надежного критерия практики.

Принцип сознательности и активности учащихся в обучении – это целенаправленное активное восприятие изучаемых явлений, их осмысление, творческая переработка и применение

Проблема здесь, однако, заключается в том, что приговор практики по отношению к тем или иным истинам не всегда звучит четко и определенно. Конечно, метод весьма простой, даже примитивный, но ему не откажешь в точности фиксации результатов обучения в аспекте реализации принципа связи теории с практикой.

5. Принцип наглядности — один из старейших и важнейших в дидактике

Важным инструментом обеспечения принципа последовательности являются структурно-логические схемы, вскрывающие иерархию понятий, систему знаний. Хотя успех любого занятия определяется в первую очередь его строгой логикой, нельзя тем не менее забывать, что логика должна сочетаться с эмоциями, чувствами. По мысли Коменского, процесс обучения должен вестись в строгой последовательности, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу к завтрашнему.

Вместе с тем обучение не должно оказываться излишне легким, оно должно вестись на оптимальном уровне трудности с учетом интересов, жизненного опыта обучаемых. Формулируя принцип доступности, Я.А. Коменский советовал идти в обучении от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, оттого, что близко, к тому, что далеко.

Поэтому преподаватели специальных, прикладных дисциплин должны вносить свой посильный вклад в усвоение универсальных понятий, иллюстрируя проявления всеобщего в особенном и единичном. Тем самым они будут способствовать и более углубленному пониманию материала специальных дисциплин. Процесс обучения нельзя искусственно ускорять. Следует помнить, что возможности обучаемых не беспредельны и что сокровищница знаний наполняется не в одночасье.

Коменский называл его «золотым правилом» обучения. Как ясно из его названия, это правило требует прежде всего использовать для повышения эффективности обучения средства наглядности, опираться на органы зрения. Именно они составляют «алмазную сеть» любой системы знаний, каждой науки, а даже самые яркие образы выступают лишь в качестве средства для достижения этой главной цели обучения.

6. Принцип активности обучаемых вытекает из двуединого характера структуры образовательной деятельности, которая включает в себя двух участников: преподавателя и учащегося. Поэтому именно преподаватель выступает в качестве субъекта обучения, а обучаемые — в роли его объекта. Это, однако, не означает, что в процессе обучения учащиеся остаются полностью пассивными. Активность обучаемых проявляется в усвоении содержания и целей обучения, планировании и организации своей работы, в проверке се результатов.

4. Принцип доступности предлагает обеспечивать соответствие обучения уже накопленным знаниям и индивидуальным особенностям обучаемых. 1. Принцип сознательности и активности. 5. Принцип доступности подразумевает разработку содержания процесса обучения с учетом возможностей обучаемых. 3. Принцип систематичности и последовательности придает системный характер процессу обучения, что является необходимым условием эффективности любого воздействия.

Что еще посмотреть:

  • Курсовая работа (т)Курсовая работа (т)От предметной, наглядной основы следует переходить к формированию доступных математических понятий, вести учащихся к обобщениям и на их основе выполнять практические работы. 2.Выявить […]
  • Топик с переводомТопик с переводомТакже удаляются комментарии не по-теме, с рекламой, со ссылками на сайты, которые нарушают авторские права и т.п. Пожалуйста, не пишите бессмысленные комментарии вида "Спасибо, всё […]
  • Учет движения денежных средств в процессе финансирования структурных подразделений ОАО «РЖД»Учет движения денежных средств в процессе финансирования структурных подразделений ОАО «РЖД»Далее сверяет имеющиеся реестры платежных поручений с финансированием по банковской выписке в разрезе заявок, сумм и финансовых позиций. Реестр создается по каждой организации отдельно и […]