Принцип осуществления правосудия только судом представляет собой такое правило, по которому реализация полномочий, отнесен¬ных к ведению органов судебной власти

Обвинительный приговор суд не обязательно выносит по тому обвинению, которое сформулировано в обвинительном заключении. В соответствии с нормами УПК, например, в стадии судебного разбирательства находит наиболее полную реализацию вся система принципов судопроизводства и правосудия. Во-первых, это обвинение суд может изменить до судебного разбирательства. Правосудие в РФ, в соответствии с частью 1 статьи 118 Конституции РФ и частью 1 статьей 1 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», осуществляется только уполномоченными на то органами — судами.

Тем самым законодатель обеспечивает специализацию каждого из государственных и судебных органов на решении определенного круга вопросов, не допуская пере­сечение их компетенции. Однако деятельность указанных ор­ганов по разрешению правовых конфликтов не является правосудием и не может лишить заинтересованных лиц права на обращение в ар­битражный суд за защитой.

В конечном счете реше­ния третейских судов в той либо иной степени подконтрольны ар­битражным судам при решении вопросов о выдаче исполнительного листа ко взысканию. Невозможно на данный момент, к примеру, обеспечить состязательность и равноправие сторон в стадии предварительного расследования, а в ходе судебного заседания это вполне реально.

Причем и приговор, и решение суда может изменить или отменить только вышестоящий суд. Попытки создать внесудебные органы в «советское» время обернулись беззаконием и произволом. Суд является единственным органом, уполномоченным осуществлять правосудие как особую функцию государственной власти. Рассматривать и разрешать гражданские и уголовные дела суд способен, если он законен, компетентен и беспристрастен. Функционирование системы судебного контроля – важная составляющая обеспечения правосудия строго в рамках закона.

Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. При этом не допускается создание каких-либо чрезвычайных судов. Судебная власть самостоятельна и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей.

То же самое относится к деятельности административных юрисдикции, наделенных правом разрешения в предварительном порядке споров в сфере гражданского оборота. Никакие другие государственные и негосударственные органы не вправе исполнять судебные полномочия и наделяться судебной властью. Такое «правосудие» не в состоянии выполнить свою социальную функцию. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

Данный принцип является конкретным выражением национальной политики государства в области судопроизводства. Судебное заседание проводится открыто, за исключением судебных дел, которые составляют государственную или личную тайну. Разбирательство дел во всех судах является открытым.

Независимость судей

Это самоочевидное положение прямо в действующем законодательстве не сформулировано. В качестве первого тезиса следует указать, что любое судебное постановление выносится от имени государства и в обязательности исполнения приравнивается к закону. Не только юридической, но и моральной основой исполнения судебного акта является то, что этот орган власти неукоснительно соблюдает требования законности и обоснованности при вынесении своих решений.

Правосудие по уголовным делам является одним из средств осуществления судебной власти, наряду с конституционным, гражданским и административным судопроизводством

Суд, осуществляя правосудие, реализует полномочия в пределах своей компетенции, рассматривая и разрешая только те уголовные дела, которые отнесены к его подсудности. В соответствии с принципом независимости судей они подчиняются только закону и действуют на основании своего внутреннего убеждения, сложившегося на основе требований закона. В обеспечение данного принципа судьям предоставляются реальные гарантии, предусмотренные Законом РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

Согласно ч. 1 ст. 124 Конституции правосудие в Украине осуществляется исключительно судами. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускается. Правосудие осуществляют профессиональные судьи и, в определенных законом случаях, народные заседатели и присяжные (ч.1 ст. 127 Конституции).

При этом в законе установлено, что приговор суда может быть изменен или отменен только вышестоящим судом по основаниям, перечисленным в уголовно-процессуальном законе. Это означает, что отмена или изменение судебных решений допускаются только соответствующим вышестоящим судом и только в порядке уголовного судопроизводства.

Что еще посмотреть: