Оспода — это

В Осподу, или Совет господ, входили высшие выборные должностные лица Новгорода: посадник, тысяцкий, канчанские старосты, соцкие. Ст. 5 и 6 «Рукописания князя Всеволода» подчеркивают независимость этого суда от посадника. Боярство стояло во главе всего новгородского общества, являясь основной политической силой Новгорода. К таким институтам от­носится и вече — народное собрание. Князь стоял во главе управления и суда, но действовал под контро­лем и вместе с посадником.

В XV в. новгородский Совет господ насчитывал более 50 человек. Вторым лицом в Новгороде был тысяцкий. В. Л. Янин предположил, что эта административно-территориальная единица образовалась на базе по­селков, население которых состояло из бояр и зависимых от них лю­дей, живших в барских усадьбах. Тот факт, что кончанское вече избирало старост из бояр, объясняется авторитетом богатства и знатности, желанием иметь в Совете господ такого представителя, к мнению которого бы прислу­шивались.

Государственный строй

Государственный строй. В знак независимости от княжеской влас­ти, в связи с установлением республиканского строя, Новгород стал именоваться Господин Великий Новгород. Помимо посадника и тысяцкого, избранных на данный момент, в Совет господ входили и старые посадники, уже переизбранные. Он заседал в палатах архиепископа и под его председательством.

Ю. Г. Алексеев ус­тановил, что братчина — это соседская территориальная община сель­чан или уличан, совпадающая с церковным приходом

Псковская Господа в более узком составе яв­лялась еще и судебным органом. По словам В. О. Ключевского, «это была скрытая, но очень деятельная пружина новгородского управления». В Пскове изби­рали вместо тысяцкого еще одного посадника.

Четко разграничить обязанности посадника и тысяцкого трудно: посадник выполнял многое из того, что входило в обязанности тысяцкого. В Новгороде князь не мог отставлять от должности выборных. Известен случай, когда смоленский князь Святослав Мстиславич, кня­живший в Новгороде, потребовал смены «без вины» новгородского посадника Твердислава.

Специально оговаривалось запрещение князю, его жене и боярам приобретать села в Новгородской земле и принимать людей в закладники. В противоположность концам насе­ление сотен составляли «черные» люди, платившие в XII в. подати князю и подчинявшиеся княжеской администрации.

Средний класс новгородского общества в основном представлялся житьими людьми

Система органов, осуществляющих правосудие в Новгороде и Пскове, имела свои особенности. Только в случае совершения преступления, в котором были замешаны новгородские и иностранные купцы, суд по делу осуществлял посадник совместно с тысяцким и купеческими ста­ростами. В вече принимали участие все свободные взрослые мужчи­ны данной земли. Конечно, преобладали жители вечевого города в силу территориальной близости к месту проведения народного собрания.

Все новгородское население делилось на лучших и меньших людей. Причем меньшие не были таковыми по политическим правам, а только по экономическому положению и фактическому значению

Развивалась борьба монархического начала в ли­це князя, опирающегося на свою дружину, и демократического — в лице народного собрания. В результате роль вечевого города Суздаля, и соответственно вече, в управлении стала падать.

В. О. Ключевский считал новгородский «совет господ» важнейшим органом власти республики. Шведский историк Юнас Гранберг обратил внимание на неверный перевод Никитским ганзейских источников. Толкование письменных документов XV века применительно к Новгороду остаётся дискуссионным. Не имели решающего голоса и жители других городов, хотя случаи их присутствия на вечевых собраниях Новгорода и Пско­ва зафиксированы в документах.

Традиционной является точ­ка зрения, что в нем могло принимать участие все свободное мужское население города, которое сходилось по звону вечевого колокола. В Новгороде вече проходило на Ярославовом дворище на Торговой сто­роне города или на Софийской площади.

В Пскове в Со­вет бояр входили князь, посадники, соцкие

Постепенно же власть боярства усиливается, вече становится менее представительным, и к XV в. оно уже превращается к орган, через который боярская оли­гархия проводит свои решения.

Поэтому вече в Пскове в значительно большей степе­ни, чем в Новгороде, учитывало интересы городской общины. Функции веча как высшего органа власти в республиках были весь­ма многообразны. Оно решало вопросы войны и мира, избирало вы­сших должностных лиц, включая и архиепископа. Имена трех кандидатов записывались на отдельные жеребьи и кла­лись на алтарь Софийского собора.

Как убедительно доказал В. Л. Янин, должности эти, хотя и выборные, занимали обычно боя­ре. По-разному сложилась судьба этого института непосредственной демократии в различных частях стра­ны. Постепенно и эту должность прибра­ли к рукам бояре. В пользу посадника и тысяцкого шел поземельный налог — поралье.

Что еще посмотреть: