Основоположником немецкой классической философии был Иммануил Кант (1724—1804)

Основоположником немецкой классической философии был Иммануил Кант (1724—1804). Религиозной основой немецкой классической философии является протестантизм.

Для этого течения характерно возрождение интереса к истории, искусству, мифологии, а также критика естественнонаучной ориентации философии Нового времени. Это мир несвободы, где положения философии, морали и религии лишены смысла.

Основные положения критической философии И. Канта излагаются в работах «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения»

Для философии мир предстает как сверхчувственный (ноумен), находящийся вне пространства и времени, не подчиняющий законам физики. Эти традиционные для новоевропейской философии проблемы были дополнены новыми подходами в области философской антропологии. С одной стороны, она аккумулировала, синтезировала и углубила те проблемы, которые наметились в философии Нового времени, обеспечила преемствен­ность философской традиции.

Этот эмоциональный порыв нашел ранее всего свой выход в искусстве.Но, пожалуй, самые захватывающие процессы в это время протекали в философии. Этот сдвиг эпистемологических предположений называ­ется коперникианским переворотом в философии и составляет ядро кантовской теории познания.

Поэтому всю прежнюю философию Кант называет догматической, слепо верящей в способности разума, хотя эти способности (границы разума) никто не проверял. К общим особенностям идостоинствам философии этого периода можно отнести следующие достижения. Она показала людям роль, место и значение философии в осознании своей эпохи, ее достижения и просчеты.

Докритическая философия Канта была сочетанием естественно-научного материализма с философией Лейбница. Критический период философии Канта начинается с 1770 года. В 1781 году вышла «Критика чистого разума», в которой Кант исследовал возможности самого человеческого разума в познании.

В докритический период (1756-1770) интересы И. Канта были связаны преимущественно с разработкой естественаучных и логических проблем. В 60-е годы И. Канта стал все больше интересовать вопрос отношения религии и науки, морали и знания. Стремление науки к естественному объяснению мира ведет к отказу от веры в Бога, которую И. Кант рассматривал в качестве необходимой основы морали.

В мире феномен человек предстает как физический объект, движение которого определяется теми же законами, что и движение неодушевленных предметов. В «Критике чистого разума» И. Кант подробно исследует познавательные структуры человеческого сознания. Картину мира, воссоздаваемую сознанием, И. Кант обозначает термином «феномен», а мир сам по себе называет термином «вещь в себе» или «ноумен».

Проде­монстрировала важность философии для осмысления буду­щего и опасности, подстерегающие общество при игнорирова­нии целостного восприятия своей цивилизации

В связи с ним Кант заявляет о том, что рассудок диктует законы природе. Разум состоит из трех идей — Бог, душа и мир как целое. Каждую из этих идей он пытается познавать, впадая при этом в неразрешимые «диалектические» противоречия. Теоретический разум и связанное с ним естествознание оказываются не в состоянии решить эту задачу. Предметом и главной целью практического разума является благо, которое достижимо только в поступках.

Таким образом, мир как «вещь в себе», отрытый от теоретического разума науки, открыт практическому разуму морали и религии. Умопостигаемый Мир ноумена, в котором разворачивается жизнь практического разума, является сферой свободы и местом выражения подлинней сущности человека. Мир в представлени­ях граждан той эпохи рассыпался и раскалывался, он пришел в движение.

Поскольку в философских воззрениях Канта 1746—1769 гг. отсутствует та критика, которая начала разрабатываться им с 1770г., они были названы «докритическими». Это название условно и отнюдь не означает, что до 1770 г. Кант совершенно некритически трактовал философские проблемы.

Его философия отразила противоречивость и непоследовательность, склонность к компромиссу и даже примирение непримиримого: материализма с идеализмом, рационализма с сенсуализмом и эмпиризмом

В естествознании Кант считал себя продолжателем идей и трудов Ньютона, разделяя его концепцию пространства ивреме­ни как объективно существующих, но «пустых» вместилищ ма­терии. Молодой Кант работал и над собственно философскими, гносеологическими вопросами. Пространство и время те­перь трактуются Кантом не как объективные формы внешнего мира, а как априорные, т. е. доопытные, присущие сознанию формы созерцания.

Вещь-для-нас»—это образ (явление) объекта внешнего мира (или всего мира в целом),существующий в нашем сознании

Кант обращает это отношение между объектом и субъектом и говорит, что мы должны вообра­зить, что именно субъект влияет на объект. Как считает Кант,Юм не прав в своей трактовке опыта. На самом же деле в сфере опыта существует необходимый и обще­значимый порядок. Другими словами, Кант предполагает дуализм субъекта и объ­екта. Это и есть коперниканский переворот, совершенный Кан­том в теории познания.

В центре его внимания находятся проблемы гносеологии, и свое учение о познании,т.е. Находясь в рамках чистого разума, мы можем быть уверены в суще­ствовании объектов только двух типов: внешнего мира и человече­ского сознания. Когда И. Кант допускает, что нашим представлени­ям соответствует нечто вне нас,какая-то «вещь в себе», то тут он — материалист.

3] История философии. Именно форма написания философских трудов немецких мыслителей и дала название этой философии. Это положение Кант считал важнейшим во всей своей философии. Кант впервые в истории философии делит познавательную деятельность на чувства, рассудок и ра­зум.

Что еще посмотреть:

  • Функциональное направление философской антропологииФункциональное направление философской антропологииВ этой активности человек и создает культуру, как средство собственного выживания. Арнольд Гелен. Согласно этому направлению, человек — это животное, но животное особое в силу своего […]
  • Парламентская республика — Шпаргалка по политологииПарламентская республика — Шпаргалка по политологииГлава государства в парламентской республике – президент. Парламентские республики, в которых исполнительную власть выполняет президент, избираемый парламентом. В парламентской республике […]
  • Лечение и профилактика дизентерииЛечение и профилактика дизентерииНекоторые бактерии способны проникать в человеческий организм и вызывать болезни. Палочковидные бактерии живут в кишечнике людей и животных. Патогенные микроорганизмы попадают в почву с […]