Музыкально обогащенная среда как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Предмет исследования — Музыкально обогащенная среда влияющая на развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки. Возрастные особенности музыкального развития детей раннего и дошкольного возраста.

Стратегия и тактика построения жилой среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания, отношений взрослого и ребенка. В этом аспекте особое место внимает развивающая среда (мир природы и людей, предметно-пространственное окружение). М. 1995). В данном пособии раскрыты психологические и педагогические основы построения развивающей предметной среды детства.

Музыкально обогащенная среда как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Предметный мир детства — это среда развития всех специфических видов детской деятельности. Предметная среда должна быть неисчерпаема, информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне, преобразовании, экспериментировании. Этому соответствует и психологическая разница в их позициях: взрослый «диктует» свою волю, управляет, командует ребенком.

Для того чтобы позиции взрослых и детей можно было варьировать в зависимости от их желаний и занятий, высота мебели в детском саду должна легко меняться. Кроме того, эти представления меняются в зависимости от разных причин: состояния человека, вида деятельности, которой он занимается, и т.д. В игровом пространстве должна быть заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослыми.

Подобные документы

Фактически же ребенок живет совсем не в той жизненной среде, которую подразумевали те, кто ее творил. Ребенок не «пребывает» в среде, а преодолевает ее, «перерастает» ее, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту. Для того, чтобы оно все же оставаясь приемлемым для ребенка, удобным, надо дать ему возможность менять окружающую среду, вновь и вновь созидать ее в соответствии со своими вкусами и настроениями.

Постоянство и неизменность элементов жилой среды сохраняются в той мере, в какой они обеспечиваю! Комната, по желанию играющих, может быть преобразована в «театр», «кинотеатр», «выставочный зал», «галерею», «стадион» и т.д.

5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого

Так, одна из возможностей — передача любимых вещей в собственный дом детям после 18 лет. Благодаря этому сохранятся и вещественные связи с детством. Среда должна быть организована так, чтобы она побуждает детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления. При этом надо учитывать и интересы взрослых, взаимодействующих с детьми.

Предоставляется возможным создать такую среду (на уровне архитектурных, дизайнерских и т.п. М., 2003, раздел «Изобразительное искусство и детский дизайн» С. 224-229); обогащение среды воспитателем совместно с родителями и детьми. Таким образом, построение предметно-развивающей среды предполагает опору на личностно-ориентированную модель взаимодействия между взрослыми и детьми.

Музыка как средство всестороннего развития ребенка. Организация музыкального уголка в МАДОУ №64 «Колокольчик» по развитию эмоциональной отзывчивости детей подготовительной группы, оценка эффективности данного процесса и факторы, на нее влияющие.

Характеристика эмоциональной сферы личности. Работа по формированию эмоциональной отзывчивости у детей раннего дошкольного возраста средствами музыки. Проблема центральной функции сознания ребенка дошкольного возраста и главные факторы его развития. Проблема развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов.

Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка. Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка. У ребенка в процессе восприятия музыкальных образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться.

Именно в эту раннюю пору жизни закладываются основы разнообразных качеств и свойств в формирование личности ребенка, ее интересы и способности. Два основных показателя музыкальности, эмоциональная отзывчивость и музыкальный слух, проявляются в первых же месяцах жизни ребенка. Бесспорно, дети должны слушать музыку только в хорошем исполнении. И в первую очередь это касается моторно-ритмической сферы музыки, которая более заметно воздействует на человеческие эмоции.

С выходом типового проекта построения детских садов (1932г.) ставится вопрос о групповом оборудовании, об организации жизненного пространства детей («уголки», «зоны»). В 90-х годах ставится вопрос об обогащении предметно-развивающей среды в работах В.А. Петровского, Л.М. Клариной, Л.А. Смывиной, Л.П. Стрелковой. Цель взрослого — содействовать развитию ребенка как личности. Необходимо помнить, что каждая ведущая деятельность возникает в жизни ребенка до того, как она станет ведущей.

Среда должна являться средством реализации творческих гипотез. Рассмотрим кратко каждый, из этих принципов подробнее (материал заимствован из книги «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении»). При этом подчиняется ли ребенок или протестует, контакт между ними вряд ли возможен. В тоже время самой задушевное общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза».

Развивающая предметная среда содержит социокультурные и природные предметные средства, обеспечивающие развитие разнообразных видов деятельности ребенка. Чем устойчивее связь ребёнка и музыки, тем успешнее его эмоциональное развитие.

Что еще посмотреть: