Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб

Представлена специфика организации работы с дошкольниками по развитию связной диалогической и монологической речи детей дошкольного возраста. Методика работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР освещена в ряде научных и научно-методических трудов по логопедии. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. В методике развития речи (А.М. Бородич) рассматриваются два основных метода развития диалога: разговор воспитателя с детьми и беседа.

Особое внимание уделено использованию разных видов игр для речевого развития дошкольников. Коммуникативная компетентность имеет особую значимость в жизни, она относится к группе ключевых компетенций, именно поэтому ее формированию следует уделять особое внимание в дошкольном детстве. Раскрытые в статье методические подходы являются эффективным средством для решения данной проблемы в дошкольном возрасте.

В связи с этим возрастает важность эффективного решения задач развития связной речи в условиях дошкольного образовательного учреждения. Отличительной особенностью современного состояния методики развития связной речи является сочетание традиционных и инновационных технологий.

Приемы работы по формированию связной речи.

Эти действия создают предпосылки для развития самодеятельного диалогического общения детей со сверстниками в нерегламентированных ситуациях. Особенно важной для развития диалогических умений является деятельность кооперативного типа, прежде всего творческая сюжетно-ролевая игра. Общение детей в ней непосредственно, естественно.

Как одеваться стильно и недорого?

Дети совместно создают предметно-игровую среду, разыгрывают ролевые диалоги, вступают в разнообразные реальные взаимоотношения. Дети, увлеченные игрой, сами осваивают новые средства и способы общения. II. Игры, ориентированные на развитие регуляционно-коммуникативных умений («Неудобная ситуация», «Школа доверия», «Путешествие по железной дороге», «Пчелы»). О.В. Солнцева отмечает ценность режиссерской игры как фактора социализации дошкольника.

Научившись действовать в режиссерской игре, ребенок легче овладевает общением со сверстниками. Наряду с традиционными методами развития диалогических умений Ж. Пура предлагает игровые методы, которые органично вписываются в жизнь ребенка. В режиссерской игре «Мы журналисты» используется метод моделирования (замена вербальных абстрактных образов зрительными).

Дидактические игры и упражнения для обучения дошкольников речевому этикету разработаны Н. Малетиной («Митины загадки», «Пряничная избушка», «Угадай», «Вежливые отгадки», «Чудесные превращения»). Кроме различных видов игр для формирования диалогической речи как средства общения, используется прием словесных поручений. Особенно велико значение этого приема в освоении речевого этикета (З.И. Курцева). С.Е. Привалова отмечает, что при выборе ситуаций необходим учет критериев: значимость этих ситуаций для детей, опора на жизненный опыт старших дошкольников; ясность и конкретность.

Научный журнал ISSN 1812-7339 ПИ №77-15598

Литературные произведения развивают умение идентифицировать себя с литературными героями, ориентироваться в коммуникативных ситуациях. Культура и выразительность жестов отражаются в специальных пластических этюдах и упражнениях: «Поссорились и помирились», «Отражение чувств». Развитие невербальных умений усиливает эффективность взаимодействия дошкольников. На разных возрастных этапах первостепенное значение приобретает та или иная задача развития диалогических умений, и в зависимости от этого педагог отбирает содержание, форму и метод обучения.

Почему снятся ушедшие из жизни люди?

Каждый тип монолога выполняет свою функцию и имеет свою структуру. Современная методика обучения дошкольников монологической речи основана на формировании у детей языковых обобщений, элементарных знаний об особенностях (назначении, структуре) каждого типа текста.

Разрешить данное противоречие позволяет использование в обучении монологической речи дидактических игр, игровых приемов. Для освоения монолога-рассуждения результативны игры на установление различных зависимостей, развитие логического мышления («Небылицы в картинках», «Разложи по порядку», «Что лишнее»).

Рассказы дошкольников должны быть не только структурно оформленными, но и выразительными, содержать эпитеты, сравнения. Особенно это важно в рассказах-описаниях художественного типа (описание пейзажных картин, этюды о природе), при сочинении детьми сказок. Таким образом, современная методика развития связной монологической речи дошкольника основывается на лингвистическом, коммуникативном, личностно-ориентированном подходах к речевому развитию.

Журнал издается с 2003 года. В журнале публикуются научные обзоры, статьи проблемного и научно-практического характера. Журнал представлен в Научной электронной библиотеке.

Популярные статьи сайта из раздела «Сонник»

Номерам журналов и публикациям присваивается DOI (Digital object identifier). Методика использует методы, разработанные в дидактике. См.: Радина Е. И. Приемы обучения//Вопросы обучения в детском саду/Под ред. А. П. Усовой. М., 1955; Основы дошкольной педагогики/Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой.

Методы и приемы можно охарактеризовать с разных точек зрения (в зависимости от используемых средств, характера познавательной и речевой деятельности детей, раздела речевой работы). Общепринятой в методике (как и в дошкольной дидактике в целом) является классификация методов по используемым средствам: наглядность, слово или практическое действие. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

В решении задач развития диалогических умений используются разнообразные методы и приемы. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей как старшего дошкольного, так и, в особенности, школьного возраста. Предложенные методы и приёмы могут быть использованы практическими работниками в дошкольных образовательных учреждениях и для развития коммуникативной компетентности дошкольников.

Что еще посмотреть:

  • Глава 5. Ведение производства по уголовному делуГлава 5. Ведение производства по уголовному делу2. В случае противоречия между правилами настоящего Кодекса и конституционным законом Республики Казахстан действуют положения конституционного закона. 5. Приговор и другие решения суда по […]
  • Половой хроматинПоловой хроматинОбразование полового хроматина в женских клетках обусловлено генетически. Локализация Х-хроматина в ядре различна. Происхождение Х-хроматина. В изолированном р-хроматине обнаружены […]
  • Из их числа были и первые пасторы протестантских общин в МосквеИз их числа были и первые пасторы протестантских общин в МосквеИз их числа были и первые пасторы протестантских общин в Москве. Это была рискованная тактика, так как вся надежда возлагалась на то, что «вцепившись в хвост» крымской армии, русские […]