Или плоский угол между нордовой частью истинного меридиана и направлением на ориентир. При наличии ветра и течения решаются также прямая и обратная задачи, как и при наличии только течения. Магнитное склонение это угол в плоскости истинного горизонта между истинным и магнитным меридианами.
При графическому способе на листе бумаги прокладывают курс судна и откладывают вектор курсового ветра, скорость которо го равна скорости судна и направлена в корму, и кажущегося. Поэтому в большинстве мест земного шара ветер, как правило, носит изменчивый характер как по силе, так и по направлению.
Направление ветра и направление ветровых волн в открытом море, как правило, совпадают или разнятся на 30—40°. Географической широтой (j) некоторой точки на поверхности земного сфероида называется угол между плоскостью экватора и нормалью к этой поверхности. Положение судна принято фиксировать углом между диаметральной плоскостью (ДП) судна и плоскостью истинного меридиана. В круговом счете истинный курс и истинный пеленг отсчитываются от 0° на северной части истинного меридиана, а курсовой угол от носовой части линии курса (по часовой стрелке).
Угол ПУ между северной частью истинного меридиана и направлением движения судна называется путевым углом (путем), а линия пути АС будет линией пути на течении. При одновременном действии ветра и течения судно будет подвергаться как дрейфу от ветра, так сносу течением.
Универсальная диаграмма качки Ю.В. Ремеза
Ветром называется горизонтальное перемещение воздуха относительно земной поверхности. Вращение крестовины под действием ветра передается системе шестерен, которые связаны с тремя стрелками циферблата.
Таблица 7.1. Максимальные значения элементов волн для глубокого моря (Н/λ > 1/2)
Перед началом измерения скорости ветра выключают счетчик рычажком 3, расположенным сбоку на кожухе циферблата, и записывают показания. Через 100 с выключают счетчик, опустив рыча вниз, и опять снимают показания. Ветер связан с атмосферным давлением и также является весьма изменчивым метеорологическим элементом. Пассаты — ветры, дующие круглый год от 30-х параллелей обоих полушарий в сторону экватора.
Скорость пассатных ветров обычно составляет 5-8 м/с (приблизительно 4 балла) и так же, как и направление, постоянна
Наиболее характерными являются западные ветры в зоне широт 40-60° южного полушария, где они полностью огибают все полушарие. За большие скорости, а отсюда и частые штормы в этой зоне (их повторяемость до 50%) эти широты получили название «ревущих сороковых.
Эти ветры охватывают большие географические районы, однако не везде достаточно четко выражены. Ветры, характерные только для данного сравнительно небольшого географического района, называются местными. Фен — сухой ветер, дующий с невысоких прибрежных гор на море или в долину.
Воздействие ветра на корабль определяется его направлением и силой, формой и размерами площади парусности корабля, расположением центра парусности, значениями осадки, крена и дифферента. Так, при урагане, когда скорость ветра достигает 40—50 м/с, величина ветровой нагрузки достигает 130— 200 кгс/м2.
Оно сопровождается действием на корпус значительных динамических нагрузок и качкой корабля. При плавании на волнении увеличивается сопротивление корпуса корабля и ухудшаются условия совместной работы винтов, корпуса и главных двигателей. В результате снижается скорость, увеличивается нагрузка на главные машины, повышается расход топлива и уменьшается дальность плавания корабля. С — расстояние, проходимое волной в единицу времени.
Наиболее распространенными являются ветровые волны. Различают три типа волнения: ветровое, зыбь и смешанное. Наложение одной волновой системы на другую наиболее интенсивно происходит при изменении направления ветра, частом чередовании штормовых ветров и перед фронтом тропических циклонов(4). При движении корабля курсом против волны динамическое воздействие волн будет возрастать пропорционально квадрату скорости корабля, выраженной в метрах в секунду.
Соответственно изменяются форма погруженной части корпуса, плечи остойчивости формы и восстанавливающие моменты. Пребывание корабля (особенно длительное) на гребне волны опасно и может привести к опрокидыванию. При следовании корабля курсом против волны значительно возрастают потери в скорости, происходят оголение оконечностей и резкие броски оборотов. Удары волн в днище носовой оконечности (явление «слемминга») могут привести к деформации корпуса и срыву отдельных механизмов и устройств с фундаментов.
Вдоль линии курса надписывается компасный курс судна и затем в скобках поправка компаса с ее знаком
В учебно-методическом пособии представлены разделы по морской метеорологии, океанографии и промысловой океанографии. В описании всех работ приводятся краткие теоретические обоснования, порядок их практического выполнения и задания по вариантам.
Земная ось, это воображаемая линия, вокруг которой происходит вращение Земли. Земная ось пронизывает сфероид в двух точках, называемых географическими полюсами. Южный полюс, это антипод северного полюса и обозначается РS. Такие географические полюса называют еще истинными. При переходе судна из одной точки земной поверхности в другую меняется широта и долгота места, т.е. образуется разность широт и разность долгот.
В процессе судовождения решаются задачи с измерением углов и угловых расстояний. В называемом углом дрейфа. Действие ветра в пределах 30—120° сопровождается дрейфом и ветровым креном. Угол b между линиями истинного курса (ИК) и путевым углом (ПУ) называется углом сноса от течения.