Культурный шок в освоении чужой культуры

Главной причиной культурного шока является различие культур. К внешним факторам, влияющим на адаптацию и культурный шок, относятся культурная дистанция, особенности культуры, условия страны пребывания. Культурная дистанция — степень различий между родной культурой и той, к которой адаптируется человек. Состояние культурного шока имеет самое непосредственное отношение к процессу общения.

Поэтому с начала 1990-х гг. специалисты предпочитают говорить не о культурном шоке, а о стрессе аккультурации. Обстоятельства жизненного опыта человека также относятся к внутренним факторам адаптации и преодоления культурного шока. Здесь важнее всего — мотивы к адаптации.

Но в разных культурах члены ингрупп по-разному относятся к чужим. Поэтому эффективность межкультурной коммуникации будет зависеть также и от этой установки. Чтобы определить, насколько трудно будет происходить контакт одной культуры с другой, было введено понятие культурной дистанции — степени близости или Совместимости культур друг с другом. Факторы, уменьшающие неуверенность и неопределенность при контакте с представителями других культур.

Такие встречи, как правило, обогащают людей, но нередко контакт с иной культурой ведет к проблемам и конфликтам, обусловленным непониманием этой культуры. Каждая культура выработала множество символов и образов, стереотипов поведения, с помощью которых человек может автоматически действовать в разных ситуациях. Диапазон симптомов культурного шока очень широк — от слабых эмоциональных расстройств до серьезных стрессов, психозов, алкоголизма и суицидов.

Культурный шок в освоении чужой культуры

Та или иная разновидность культурного шока может развиваться от нескольких месяцев до нескольких лет в зависимости от индивидуальных особенностей личности. Более того, в этом процессе личность не просто приобретает знания о новой культуре и нормах поведения в ней, но становится более развитой культурно, хотя и испытывает стресс.

Но большая часть находит в себе силы преодолеть культурные различия, учит язык, знакомится с местной культурой, обзаводится местными друзьями, от которых получает необходимую поддержку. На пятом этапе достигается полная адаптация к новой культуре. Когда успешно адаптировавшийся в чужой культуре человек возвращается на родину, он сталкивается с необходимостью обратной адаптации (реадаптации) к собственной культуре. Образование, даже без учета культурного содержания, расширяет внутренние возможности человека.

Понятие «культурного шока» и его симптомы

В связи с этим специалисты выделили универсальный набор личностных характеристик, которыми должен обладать человек, готовящийся к жизни в чужой стране с чужой культурой. При межкультурной коммуникации каждая культура представляет собой систему кодов, которая распространяет свое действие на повседневные отношения, социальные и культурные нормы и т.д. Символ в культуре — универсальная категория, с помощью которой люди могут выразить и передать все свои внутренние состояния.

Представители чужих культур легче устанавливают связи с ингруппами в индивидуалистских культурах, чем в коллективистских. Это связано с тем, что коллективистские культуры требуют от своих членов такого слияния с группой, чтобы та могла в случае необходимости выступать единым фронтом.

Для коллективистских культур характерно стремление присоединиться к ингруппе, а в индивидуалистских культурах все зависит от личной окраски отношений. И ответное сообщение или действие получателя информации могут быть не полностью адекватными тому, что ожидает отправитель информации. Нарушенные ожидания приводят к непониманию между участниками коммуникации, вызывая чувство неуверенности, беспокойства и недовольства.

Сегодня считается, что опыт новой культуры является неприятным или шоковым, потому что он неожидан и потому что может привести к негативной оценке собственной культуры

Но если беспокойства и волнения не будет совсем, то люди также перестают задумываться о процессе общения. К. Бергер считал, что с помощью специальных методов взаимоотношения партнеров по межкультурной коммуникации могут быть усовершенствованы и изменены в лучшую сторону. Эти методы предполагают изменение ожиданий каждого конкретного человека от новой культуры, сокращение когнитивной неуверенности и тревоги.

Особенности культуры, к которой принадлежат мигранты

Уменьшение неопределенности — это когнитивный (познавательный) процесс, контроль беспокойства и неуверенности — эмоциональный. Эти стремления присущи всем участникам коммуникации» они в большой степени мотивируют их к общению друг с другом. Невербальным выражением готовности к началу общения, уровнем интимности, взаимности и симпатии в процессе общения.

В той или иной степени его переживают практически все иммигранты. Термин «культурный шок» был введен в научный оборот американским исследователем Калсрво Обергом в 1954 г. Он отметил, что при вхождении в новую культуру человек испытывает ряд неприятных ощущений. Однако в этом состоянии человек осознает, что источником разочарования является его собственная неспособность к адекватной коммуникации.

Сегодня для их описания предложена кривая адаптация (U-образная кривая), в которой выделяют пять этапов адаптации. К тому же часто к их приезду готовятся, их ждут, и сначала они получают помощь, могут иметь некоторые льготы.

На втором этапе непривычная окружающая среда и культура начинают оказывать негативное воздействие. Результатом могут быть разочарование, фрустрация и даже депрессия. Это может привести к соматическим и психическим болезням. Так, маленькие дети адаптируются быстро и успешно, но уже школьники испытывают большие затруднения, а пожилые люди практически не способны к адаптации и аккультурации. Но это относится к женщинам из традиционных обществ, удел которых и на новом месте — занятие домашним хозяйством и ограниченное общение с новыми людьми.

Современные исследователи рассматривают культурный шок как часть процесса адаптации к новым условиям. Третий этап — критический, так как культурный шок достигает максимума. Факторы, влияющие на культурный шок, можно разделить на две группы — внутренние (индивидуальные) и внешние (групповые). Представителям близких культур, культурная дистанция между которыми меньше, легче адаптироваться к новой культуре.

Что еще посмотреть:

  • Цель : дифференциация звуков Ш и СЦель : дифференциация звуков Ш и СОтбор и структурирование речевого, дидактического и наглядного материала к занятиям 2 периода. 5 Вид речевого материала – словосочетания. Название файла: document_1.docx Для того что бы […]
  • ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА АКТИВНОСТЬ ФЕРМЕНТОВФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА АКТИВНОСТЬ ФЕРМЕНТОВПри проведении ферментативной реакции в условиях избытка субстрата скорость реакции будет зависеть от концентрации фермента. Зависимость активности ферментов от температуры. Скорость […]
  • Пример заполнения дневника практикиПример заполнения дневника практикиРуководитель практики от предприятия. Дневник по практике заполняется постепенно, но ежедневно. На обложке дневника о производственной практике также представлены стандартные графы, […]