Органическая открытая ринолалия может быть приобретенной или врожденной. Функциональная открытая ринолалия обусловлена разными причинами. В зависимости от особенностей этого нарушения принято выделять открытую и закрытую форму ринолалии. Ринолалия — искажение звукопроизношения и тембра голоса вследствие нарушения нёбно-глоточного смыкания.
Ринолалия (от греч. rhinos — нос, lalia — речь) — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Ринолалия по своим проявлениям отличается от дислалии наличием измененного назализованного (от лат. пазиз — нос) тембра голоса.
В зависимости от характера нарушения функции нёбно-глоточного смыкания выделяются различные формы ринолалии. М. Зееман даже выделил это голосовое расстройство в самостоятельное и назвал palatophonia. Изменение тембра их голоса — открытый носовой оттенок — проявляется впервые при лепете, когда ребенок начинает артикулировать свои первые согласные фонемы.
При незаращениях нёба мышцы, поднимающие и растягивающие его, вместо того чтобы быть сннергистами, работают как антагонисты. При этом из-за понижения функциональной нагрузки в них, как и в мышцах глотки, идет дистрофический процесс. Коррекционная работа требует воздействия на всю систему голоса и речеобразования. Ринолалия встречается с частотой 1 случай на 760 человек. Механизм развития ринолалии связан с нарушением взаимодействия носовой полости и ротоглотки.
С учетом возможных причин (анатомических дефектов или нарушения функции речевого аппарата) каждая из форм может быть органической и функциональной. При сочетании непроходимости носа и недостаточности небно-глоточного кольца, говорят о смешанной ринолалии.
Контрольная: Нарушение голоса и речи у детей с ринолалией
Состояние интеллекта у детей с открытой ринолалией может быть различным – от нормы до ЗПР и олигофрении различной степени. Долингвистический период у детей с ринолалией протекает аномально: обращает внимание отсутствие модулированного и разнообразного лепета, тихая или беззвучная артикуляция звуков.
Если ребенок с открытой органической ринолалией осознает и переживают свой дефект, это вызывает у него развитие вторичных психических наслоений: замкнутости, раздражительности, застенчивости. Целью послеоперационной работы по коррекции ринолалии служит закрепление достигнутых навыков в новых анатомических условиях. Функциональная ринолалия, как правило, имеет благоприятный прогноз и устраняется с помощью фониатрических упражнений и логопедических занятий.
Профилактика ринолалии заключается в предупреждении возникновения и своевременном устранении анатомических дефектов и функциональных расстройств речевого аппарата. При открытой форме ринолалии ротовые звуки приобретают назальность. Ребенка заставляют попеременно повторять гласные а и и, при этом то зажимают, то открывают носовые ходы. При открытой форме наблюдается значительная разница в звучании этих гласных.
Одна из функциональных форм — “привычная” открытая ринолалия. У детей с врожденными расщелинами имеются серьезные функциональные расстройства (сосания, глотания, внешнего дыхания и др.), которые снижают сопротивляемость к различным заболеваниям.
Слизистая оболочка в этой области истончена и имеет более бледную окраску. Хирургическое лечение детей с несращением верхней губы и нёба осуществляется в несколько этапов. В этих случаях ринолалия осложняется ранним поражением центральной нервной системы. Характерным для детей с ринолалией является изменение оральной чувствительности в ротовой полости.
В устной речи отмечаются обедненность и аномальные условия протекания долингвистического развития детей с ринолалией. Особенности устной речи детей с ринолалией во многих случаях являются причиной отклонения в формировании других речевых процессов. Однако, как только возникают у ребенка с ринолалией дополнительные препятствия для нормального речевого развития, проявляются специфические нарушения письма.
Логопедические занятия по коррекции открытой органической ринолалии проводят в до- и послеоперационной периоде. При открытой органической ринолалии, обусловленной врожденными расщелинами лица, с первых дней жизни у ребенка страдают жизненно-важные функции питания и дыхания.