Консультация для педагогов на тему: «Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста (количество и счёт)»

Дети видят: увеличивают количество предметов в группе — уменьшается количество групп и наоборот. Обучение детей математике в детском саду в младшей группе носит наглядно-действенный характер. Педагог ставит ещё 1 — ребёнок говорит «четыре» и т.д. Соберем названных зверей в мешок. В математике такую группу предметов с общим названием и собранных вместе называют множеством.

Каждая картинка дается ребенку отдельно, т. е. он собирает один предмет из частей. Цель упражнения: применение умения сравнивать длины предметов приложением. Математика в детском саду начинается со второй младшей группы, где начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. Занятия по математике в детском садупроводят с начала учебного года, т. е. с 1 сентября.

Консультация для педагогов на тему: «Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста (количество и счёт)»

Только многократный показ и называние одних и тех же способов действий в разных ситуациях при смене наглядного материала позволяют детям их усвоить. В ходе работы педагог не только указывает детям на ошибки, но и выясняет их причины. Очень рано в речи детей появляются первые числительные. Иногда ребёнок воспринимает первые 2-3 числительные как единое целое и относит к одному предмету: раздватри. 2 групп предметов детям раскрывается цель счётной деятельности (найти итоговое число).

Важно обратить внимание детей на то, что число предметов не зависит от их размера, формы расположения, занимаемой площади. Детей приучают пользоваться разными приёмами практического сопоставления наложение, приложение, составление пар, применение эквивалентов (заместителей предметов).

Их учат развивать группы предметов в 1, 2, и 3 предмета и называть итоговое число на основе счёта воспитателя

Например, чтобы убедиться, что на обеих карточках нарисовано одинаковое количество предметов, нужно взять кружки и наложить на рисунки другой карточки. Для обучения создаётся определённая ситуация: матрёшки идут на прогулку, дети пошли в лес и т.д. Методика работы по разделу «количество и счёт» в старшей группе. Для получения чисел второго пятка и обучения счёту до 10 используют приёмы, аналогичные тем, которые применялись в средней группе.

Сравниваются все числа в пределах 10. Начинать целесообразно с чисел 2 и 3, а не о1 и 2. наглядной основой сравнения чисел служит сопоставление двух совокупностей предметов

Несколько групп предметов размещают на фланелеграфе, доске, рядом ставят числовые фигуры (карточки с определённым количеством кружков). Играющие закрывает глаза, ведущий меняет местами числовые фигуры или убирает из какой-нибудь группы один предмет, составляя числовые карточки без изменения. Тот, кто отгадает, должен пересчитать предметы на карточке и показать числовую фигуру.

Вывод: начинать счёт можно с любого предмета и вести в любом направлении, но при этом важно не пропустить ни один предмет и ни один не сосчитать дважды. Дети учатся устанавливать связи и отношения между смежными числами. При закреплении навыков счёта и отсчёта важно упражнять не только в счёте отдельных предметов, но и групп, состоящих из однородных предметов.

О десяти предметах можно сказать по — другому: один десяток. Для уточнения знаний о последовательности натурального ряда чисел используются специальные упражнения на счёт в прямом и обратном порядке.

Аналогично проводятся упражнения на последовательное уменьшение чисел (было 9 предметов, один убрали, сколько осталось? Вызванные дети получают в руки числовые фигуры.

Для этого справа от группы предметов /после их пересчёта/ выкладывают такое же количество палочек, вывешивают счётную карточку, числовую фигуру

Цель упражнения: применение умения сравнивать количества установлением взаимно-однозначного соответствия. Просим ребенка определить, у какой куклы лент больше.

Если ребенок пользовался счетом, все равно попросите его показать, каких лент больше, способом образования пар. (Кукла Маша не умеет считать. Цель упражнения: развитие внимания и воссоздающего воображения. Изготовить карточки для игры можно из любой открытки с ясным и четким рисунком или, наклеив на картон картинку из старого журнала.

Лучше, чтобы на картинках были дети, звери, птицы, машины, сюжеты сказок и т.п. Если ребенок хорошо справляется с этим, можно смешать части двух картинок. В большой коробке (8-10 карандашей) просим ребенка положить карандаши «по росту», «красиво».

Затем разрешаем ребенку порисовать этими карандашами, если ему хочется. Помогайте ребенку не сбиться в выборе соответствующих карандашей. Затем снова сложите карандаши в коробке «по росту» и сравните их порядок с раскраской забора. В сентябре занятия целесообразно проводить с подгруппами (по 6-8 человек), но при этом охватить всех детей данной возрастной группы. С октября в определенный день недели занимаются сразу со всеми детьми.

Новые знания даются детям постепенно, с учетом того, что они уже знают и умеют делать. Определяя объем работы, важно не допустить недооценки или переоценки возможностей детей, так как и то и другое неизбежно привело бы к бездействию их на занятии.

Позднее детям даём представление о том, что считать можно предметы, расположенные не только в ряд, но и самыми различными способами (по кругу, диагонали, неопределённой группой). Детям демонстрируется группа предметов (матрёшки). Воспитатель, начиная с 1 предмета, последовательно добавляет предметы по одному, каждый раз спрашивая детей о количестве. Детям показывают картинку, на которой в ряд (слева направо или сверху вниз) расположены предметы.

Что еще посмотреть:

  • Стимулирование сбыта подразделяется на коммуникативное и побудительноеСтимулирование сбыта подразделяется на коммуникативное и побудительноеСтимулирование сбыта подразделяется на коммуникативное и побудительное. Стимулирование сбыта, направленное на потребителей, нацелено на увеличение объема покупок потребителями. Как и в […]
  • Тема 4. Рыночная конкуренция и ее видыТема 4. Рыночная конкуренция и ее видыВ первой главе курсовой работы раскрывается понятие рынка и структура рынка, рассматриваются показатели и факторы рыночной структуры. Во второй главе рассматриваются типы рыночных […]
  • Лечение гемофилииЛечение гемофилииИногда желудочно-кишечное кровотечение у больного гемофилией может возникать без видимой причины. Неэффективен при гемофилии и болезни Верльгофа. Любые травмы у больных гемофилией должны […]