Конец IV — начало III тыс. до н. э. — период Джемдет Наср в Южной Месопотамии

Конец IV — начало III тыс. до н. э. — период Джемдет Наср в Южной Месопотамии. XVI — XI вв. до н. э. — Средневавилонский или касситский период в истории Нижней Месопотамии. Древняя Месопотамия — одна из великих цивилизаций Древнего мира, существовавшая на Ближнем Востоке, в долине рек Тигр и Евфрат. Захват Вавилонии касситами и возрождение ими царства Хаммурапи в пределах Нижней Месопотамии. Конец истории Древней Месопотамии как политически самостоятельного региона.

Природные условия в низовьях Тигра и Евфрата трудно назвать особо благоприятными. В древнейшую эпоху основные орудия труда изготавливались из камня и дерева, но здесь не было ни того, ни другого.

В Двуречье же разливы Евфрата и особенно Тигра были нерегулярными, нередко бурными и порой затрудняли сельскохозяйственные работы. В III тысячелетии до н. э. здесь появляется письменность, что знаменует переход к цивилизации. Изобретателями клинописи были шумеры, обитавшие в Нижнем Двуречье. На семитских языках говорили и в Аравии. Как уже говорилось, в далеком родстве с семитскими языками Передней Азии находятся языки Северо-Восточной Африки (древнеегипетский, берберо-ливийские, кушитские и чадские).

Возможно, самым знаменательным в истории Месопотамии является то, что её начало совпадает с началом мировой истории

Дальним (и не прямым) потомком хурритов были урарты, обитавшие в I тысячелетии до н. э. на Армянском нагорье. В разное время здесь располагались царства Шумера, Аккада, Вавилонии и Ассирии. С IV тыс. до н. э. и до XIII в. н. э. в Междуречье находились крупнейшие города с наибольшим числом прилегающих населенных пунктов.

Месопотамия процветала при ассирийском и вавилонском владычестве, затем и при арабском господстве. Из этого следует, что история в собственном смысле началась в Шумере и, возможно, была создана шумерами. Как раз существование двух рек — Тигра и Евфрата — следует полагать основной топографической чертой Месопотамии.

В соответствии с ещё одной точкой зрения подъём цивилизации обуславливался взаимодействием оседлого населения деревень и кочевников месопотамского региона. XXVI—XXIV вв. до н. э. — третий этап Раннединастического периода (сокращённо: РД III). Усугубление политической нестабильности в Шумере. Объединение Ура и Урука в единое государство.

Восстание восточных семитов в Ки-Ури. В XXII в. — междоусобица, потеря самостоятельности и уничтожение Аккадского царства кутиями. Восстание Утухенгаля в Уруке; свержение власти кутиев. Набег эламитов в правление Ибби-Суэна и крушение державы.

Сильнейшие аморейские царства — Ларса (в Шумере), Вавилон (в Аккаде), Мари (в Северной Месопотамии)

На осколках державы III династии Ура возникает несколько государств, правители которых сохраняют титул «Царь Шумера и Аккада»: это Иссин и Ларса (оба в Шумере). Борьба вавилонских царей с Ларсой за влияние в Шумере. Создание аморейским вождём Шамши-Ададом I обширной державы со столицей в Шубат-Энлиле (так называемая «Староассирийская держава»); подчинение им значительной части Верхней Месопотамии.

Ранее IV тысячелетия до н. э., в долине Тигра и Евфрата ещё жило население, говорившее на сино-кавказских языках

Формирование народности древних ассирийцев на основе аккадоязычного населения и других семитов Верхней Месопотамии. Рубеж II—I тыс. до н. э. — Катастрофа бронзового века на Ближнем Востоке. Коренная территория Ассирии входит в состав Мидийской державы. Проникновение арамеев и халдеев в страну; кризис вавилонской государственности.

Война с Персидским государством и переход оппозиции Набонида на сторону врага. Битва при Описе. Войска Кира II без боя вступают в Вавилон. Лишь знатные люди, облечённые властью и исполнявшие должности, считавшиеся общественно важными, лично в повинностях не участвовали, землю не пахали. В связи с этим зарождается письменность. Шумеры создали первую систему письменности в обозримой истории человечества.

Она постепенно распространилась по всей Передней Азии. Документы, написанные на глине, не подвержены тлению или гниению, они не горят, а, напротив, закаляются в огне пожаров. Письменные свидетельства позволяют узнать, какие языки были распространены в Передней Азии, какие народы обитали здесь в глубокой древности.

Этнолингвистическая карта Передней Азии начиная с III тысячелетия до н. э. выглядела следующим образом. Но связать этот гипотетический субстратный язык с каким-либо из тех, которые знакомы по письменным памятникам, не удается. Хурритский и урартский связывают с некоторыми языками современного Кавказа (главным образом Дагестана).

В таких случаях историк ощущает свою беспомощность: ведь это может быть либо иное наименование хорошо известной народности, либо совершенно новая, не известная науке этническая группа. Изучая историческую лексику того или иного языка, ученые в состоянии реконструировать в общих чертах тип культуры народа, который на этом языке разговаривал.

Но, двигаясь по этому пути, следует соблюдать максимальную осторожность, ибо между археологической культурой и группой носителей определенного языка может и не быть однозначного соответствия. Несмотря на привычную в бытовом обиходе нечеткость употребления лингвистических и антропологических терминов, в научном исследовании их смешение недопустимо.

Прекрасно говорящий по-английски темнокожий житель штата Нью-Йорк отнюдь не является потомком тех англичан, которые несколько веков тому назад осваивали Северную Америку. Языки распространяются или умирают (последнее происходит не всегда вследствие физического истребления их носителей): история Древнего Востока дает тому множество примеров.

Бурное развитие Вавилона, превращение его в крупнейший город Месопотамии. История создания клинописи документально прослеживается в Месопотамии от значков-рисунков до знаков, обозначающих слоги речи и абстрактные понятия. Ирригационная система Месопотамии имела несколько иной характер, чем в Египте. К северу от шумеров, в Месопотамии и почти на всей территории Передней Азии, с глубочайшей древности жили племена, говорившие на семитских языках.

Что еще посмотреть: