Ибн Сина, его труды и значение их для истории анатомии [1981 Куприянов В

В тот период сложились первые представления об анатомии и физиологии человека. Учение Авиценны вошло в плоть и кровь традиционной медицины Востока. И все же благодаря Ибн Сине с его огромным авторитетом в арабском мире главное богатство анатомии сохранилось. Ибн Сина охватил накопленные за все предшествующие века знания в области биологии и медицины, осмыслил и сохранил их для потомков. Ибн Сина придерживался монистического взгляда на природу человека, на единство в нем телесного и психического.

Лишь к середине VII века стали упрочиваться феодальные отношения. К IX — X веках на территории Средней Азии сложился ряд экономических, политических и культурных центров. Крупными научными учреждениями являлись библиотека Саманидов в Бухаре и академия в Хорезме.

Возникновение медицины и её развитие до 16 века

В этом городе была создана огромная библиотека, функционировал университет, собравший множество разносторонне подготовленных ученых. В Бухаре Ибн Сина получил образование, быстро достиг уровня знаний, накопленных учителями.

Литература по медицине

В 16 лет он приступил к овладению медицинскими манускриптами и очень скоро добился удивительных результатов. В 999 г. Бухара подверглась нападению соседней тюрской династии и потеряла свои привилегии центра самостоятельного государства.

Свободолюбивые порывы Ибн Сины в условиях государства феодалов-властителей не просто пресекались, но и жестко наказывались. История Бухары служит в этом случае блестящим примером. Как представитель своего времени врач Ибн Сина соединял в одном лице и образованного естествоиспытателя-биолога, и мудрого мыслителя-философа. Философия в средние века была придатком теологии (Ф. Энгельс). Теория и практика на всех этапах профилактической и лечебной работы Ибн Сины выступали в единстве.

Основным началом мироздания Ибн Сина считал природу, которая в его представлении вечна. Бог для Ибн Сины нечто абстрактное и недеятельное. Человеческая практика является источником знаний, без которых нет науки. Так учил Ибн Сина, отвергавший гипноз слепой веры и поэтому вступавший в споры даже с Кораном. Глубокое содержание вложено в это определение. В «Каноне врачебной науки» пять первых разделов, с которых начинается общая часть книги, отводятся анатомии.

Некоторые проблемы современной медицины

Данная доктрина в законченном виде была изложена еще Галеном. Тот уровень знаний, который был достигнут в анатомических исследованиях Галена и его предшественников (Герофил, Эразистрат), был не только бережно сохранен, но по ряду показателей превзойден.

В 1549 г. Паре опубликовал «Руководство по извлечению младенцев, как живых, так и мертвых, из чрева матери»

И труды Ибн Сины сыграли в этом благородном деле выдающуюся роль. Он был известен русским летописцам, имя Авиценны встречается во многих русских лечебниках. Ибн Сина навсегда остался в истории медицины как искатель истины, вдохновитель прогресса, наставник ученых.

Хирурги второй категории «короткополые» были в основном цирюльниками и зани­мались «малой» хирургией: кровопусканием, удалением зубов и т.п

В начале XVI столетия о нем писали Дж. Фракасторо, А. Паре, Парацельс, Г. Фалопий и другие ученые. Публичные бани, которые широко рекомендовались в то время в гигиенических и лечебных целях, в связи с эпидемией сифилиса были закрыты.

В 1954 г. вышел в свет русский перевод труда Дж. Фракасторо с обшир­ными комментариями профессора П. Е. Заблудовского и его статьей, посвя­щенной научному анализу развития учения о заразных болезнях. Согласно цеховой организации средневекового города, хирурги считались ремесленниками и объединялись в свои профессиональные корпорации. Переворот этих и многих других устоявшихся представлений в хирургии связан сименем французского хирурга и акушера Амбруаза Паре (Pare Ambroise, 1510—1590).

Против схоластики, за опытное знание вели борьбу испанский врач Арнальдо де Виланова (13 — 14 века) и многие другие

Сокращение текста допускается только в той мере, в которой это не приводит к искажению его смысла. Трупы ему приходилось тайно добывать на кладбище, так как в то время вскрытие трупа человека было запрещено церковью. В 1543 году в Базеле издаёт свой главный труд «De corpore humani fabrica» («О строении человеческого тела»), в котором обобщил и систематизировал достижения в области анатомии.

Смертность от оспы в то время была чрезвычайно высокой

Совершил паломничество в Иерусалим. Первоначально болезни рассматривались как внешнее и враждебное человеку живое существо, проникающее в тело и вызывающее болезненное состояние.

В IX веке в результате упадка власти Арабского халифата укрепилась таджикская династия Саманидов (819 — 999), которая сменилась династией Караханидов. В XI веке последние стали вассалами сельджуков.

Среди них выдающееся место занимали Бухара и Хорезм. Его труды по анатомии высоко ценили и на них часто ссылались Леонардо да Винчи и Везалий. Принудительное изучение настольной книги теологического воспитания — Корана привело к тому, что в 10 лет Ибн Сина знал ее почти наизусть. Умер он в Хамадане в 1037 г., в зените славы, окруженный всенародным почетом. Длительный этап истории от расцвета культуры Древней Греции и Древнего Рима до эпохи Возрождения характеризуется противоречивыми оценками.

Эти его качества подчеркнуты в публикациях В. Н. Терновского, Б. Д. Петрова и других советских историков медицины. Эти разделы еще в XIII веке врачи Каира и Дамаска предпочитали другим источникам знаний по анатомии и выучивали наизусть. Ибн Сина различает простые и сложные органы и характеризует их по естественному положению в организме. Основатель современной анатомии Андреас Везалий (16 век) восстал против авторитета Галена и на основании систематического анатомирования трупов описал строение и функции тела человека.

Что еще посмотреть: