Графическое представление информации в проблемах принятия решений

Научение студентов рациональным приемам «сжатия» информации и ее когнитивно-графического представления. Опорный конспект — это система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта. При помощи фреймовой модели можно «сжимать», структурировать и систематизировать информацию в виде таблиц, матриц. Мы считаем, и это уже давно признано, что наиболее эффективным средством представления информации для принятия решений являются графические методы её отображения.

В эпоху информационной насыщенности проблемы компоновки знания и оперативного его использования приобретают колоссальную значимость. В этой связи назрела потребность в систематизации накопленного опыта визуализации учебной информации и его научного обоснования с позиций технологического подхода к обучению.

Присутствуя в той или иной степени в любом зрительном образе, эти элементы кардинально влияют на восприятие и освоение человеком учебной информации. Всевозможные типы моделей представления знаний в сжатом компактном виде соответствуют свойству человека мыслить образами.

Наибольший эффект в усвоении информации будет достигнут, если методы ведения записей соответствуют тому, как мозг хранит и воспроизводит информацию. В то же время «опоры» (рисунки, схемы, модели), компактно иллюстрирующие содержание, способствуют системности знаний. Систематическое использование в учебном процессе визуальных моделей одного определенного вида или их сочетаний.

Методические приемы включения в учебный процесс визуальных моделей. 2. Продукционная модель представляет собой набор правил или алгоритмических предписаний для представления какой-либо процедуры решения. Если обычная инструкция состоит из нескольких, а иногда и большого количества правил (продукций), то продукционная модель сводит их в одну визуальную композицию со всеми связями и разветвлениями.

Логические модели широко используют преподаватели не только математики, но и других, в том числе гуманитарных, предметов. Многие студенты совершенствуют конспектирование лекций, переводя развернутое изложение преподавателя в форму логической модели. 5. Когнитивно-графические элементы «Древо» и «Здание» строятся по принципу блок-схем. Фрейм в технологии обучения — это единица представления знаний, заполненная в прошлом, детали которой при необходимости могут быть изменены согласно ситуации.

Кроме подлежащих усвоению единиц информации и различных связей между ними, в опорный конспект вводятся знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала. Эпизоды и детали становятся в ряде случаев опорными пунктами для усвоения событий и явлений. Например, блок «Механизированная разработка грунта» может иметь форму экскаватора, или блок «Металлы и сплавы» быть представлен в виде профиля двутавра.

Высокая эффективность графического представления информации подтверждена многими психологическими исследованиями наглядно-образного и визуального мышления

В педагогическом опыте сегодня наработано достаточно много видов и форм опорных сигналов. 9. Карта памяти, предложенная американскими педагогами Б. Депортер и М. Хенаки в наибольшей степени приближает форму записи к естественной работе мозга по восприятию информации и ее передачи.

В карту памяти вводятся символы и рисунки для облегчения ее запоминания. Именно для этого и строятся системы аналитической поддержки принятия решений. Вполне очевидно, к широкому применению графики в области принятия решений призывают несомненные достоинства и преимущества. 3) Точность восприятия, запоминания и переработки информации лица, принимающего решения.

Определяющим признаком адаптивной школы является развитие способности личности к самосовершенствованию и самореализации. По нашему мнению, ее границы значительно шире, и опыт Шаталова — лишь одно из ее проявлений. Под «сжатием» информации понимается прежде всего ее обобщение, укрупнение, систематизация, генерализация. Следовательно, в процессе обучения должны формироваться элементы профессионального мышления: систематизация, концентрация, выделение главного в содержании.

Изучение, усвоение, обдумывание текста — как раз и есть составление схем в уме, кодировка материала

Это довольно сложная интеллектуальная работа и студента надо последовательно к ней готовить. Спецификой работы мозга обосновывают свою систему квантового обучения американские ученые-педагоги Б. Депортер и М. Хенаки. Работа с ними имеет четкие этапы и сопровождается еще целым рядом приемов и принципиальных методических решений. Здесь полный простор для творческой инициативы преподавателя и студента.

Следует отметить, что учебные карты Б.Ц. Бадмаева — это лишь один из вариантов предъявления ООД и один из вариантов продукционной модели

Уяснив цель деятельности, необходимо разобраться в конкретных действиях, благодаря которым эта цель достигается на практике. Такая форма записи позволяет отказаться от указаний типа «Очевидно, что :», «Отсюда следует :» и т.п. 4. Модель семантической сети. Как правило, используется для раскрытия объема понятия, то есть тех разновидностей, которые характеризуют данный предмет.

Использование семантических сетей позволяет изменить взгляд на сами принципы изложения учебной информации — становится возможным активный зрительный анализ структуры учебного материала. При этом объем текстовой информации уменьшается, опускается большинство из промежуточных логических операций, тщательные и подробные выкладки заменяются образами.

Г.К. Селевко рассматривает технологию интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала как опыт В.Ф. Шаталова. В качестве примера приведем наиболее популярные в вузовской системе формы представления учебной информации. На рисунках 8.20. и 8.21. представлены детализированные блоки: мотивация и уровни усвоения знаний, заложенные в тестах.

Что еще посмотреть: