В этом смысле игра амбивалентна. Выводы о том, что игра есть осмысленная деятельность, развивал в своих трудах и А.Н.Леонтьев. Э.В.Соколов предлагает также разделять игры на «освобождающие» и «экстатические». Феномен игры, как он считает, и кроется в этой поразительной интенсивности.
В поисках ответов на вопрос о возникновении игры и ее полезности для человека были высказаны самые разные предположения и гипотезы. Он считал игру результатом чрезмерной активности, возможности которой не могут быть исчерпаны в обычной деятельности.
Игра повторяема в опыте детей. Ребенок многократно к ней обращается, испытывает удовольствие от повтора. В детских играх можно заметить приметы этого прошлого — элементы охоты, войны, собирательства, сочинительства, семейного быта и т.п.
Читайте в следующем номере «Учительской газеты»
Его гипотеза состоит в следующем: «…Игры можно рассматривать как предвосхищение и научение тем видам деятельности, которые должны появиться позже». В теории Бюлера внимание обращается на то, что в игре важен не практический результат, а сам процесс игровой деятельности, от которого ребенок испытывает удовольствие.
Личность в игре находится одновременно в двух планах: реальном и условном
Выступая против чисто гедонистической (наслаждение) теории игры, Ушинский свидетельствует, что дети в игре ищут не только наслаждения, но и стремятся самоутвердиться. Не надо забывать, — пишет К.Д.Ушинский, — что игра, в которой самостоятельно работает детская душа, есть тоже деятельность для ребенка».
Игра всегда вводит ребенка в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, поскольку она — коммуникативная деятельность, хотя по чисто игровым правилам и вполне конкретная
На этой же позиции стоял и С.Т.Шацкий, который полагал, что появление игры зависит «…от богатства внутренней жизни, развивающейся в душе ребенка».
Выдающийся мыслитель ХХ века выводит игру из мира повседневного как «внеразумное занятие». Культ перерос в священную игру». Поэзия родилась в игре и стала жить благодаря игровым формам. Музыка и танец были сплошь игрой. Мудрость и знание находили свое выражение в священных состязаниях.
Но игра — не просто развлечение, а особый метод вовлечения учащихся в творческую деятельность, побуждения их к активности. Игра убедительно раскрывает в детях истинно детское, личностное.
С игрой, как было отмечено выше, однозначные дефиниции затруднены в связи с масштабностью самой категории. Человек добровольно погружается в условный игровой мир, чтобы начать смотреть на реальные предметы глазами игрока, задумавшего свою игру и подбирающего для нее необходимый инвентарь.
Важно, что все эти полярные характеристики существуют в игре одновременно. К тому же традиционные способы упорядочения материала в случае с игрой оказываются неэффективными.
Например, участники и их число. В итоге получаем игры одиночные или индивидуальные, парные, групповые, массовые. По мнению известного теоретика и практика игровой деятельности С.А.Шмакова, лучшая классификация игр была сделана Е.И.Добринской и Э.В.Соколовым. Эти авторы, в частности, предлагают различать игры по тому, какие способности они обнаруживают и тренируют у человека (физические, интеллектуальные, состязательные, творческие).
Учительская газета» и ее эксперты подводят итоги года в образовании. Попытаемся определить особые функции игры как педагогического феномена культуры, представив их предельно кратко. Игра как одно из удивительнейших явлений человеческой жизни всегда привлекала к себе внимание исследователей и философов. Уже Платон видел единственно правильный путь жизни в игре, она представлялась ему одним из практически полезнейших занятий.
Эта теория возникла в ХIХ веке. Ее родоначальником следует считать английского философа Г. Спенсера (1820-1903). Согласно Спенсеру, игра значима только тем, что позволяет разрядить избыток жизненной энергии.
Уже в конце ХIХ века К. Гросс констатировал, что избыток силы — не причина появления игры, а лишь очень благоприятное для нее условие. В начале ХХ века особую популярность приобрела теория предупражнения швейцарского ученого К. Гросса. Согласно его представлениям, игра — вечная школа поведения. Гросс рассматривал игры детей как подготовку к будущей трудовой деятельности, к жизни, как средство естественного самовоспитания ребенка. К. Гросс сводит игру детей и высших животных к деятельности прежде всего инстинктивной: «Игра сама является только своеобразным способом проявления различных инстинктов и влечений».
Ф. Бейтендейк, критикуя позиции К. Гросса, утверждал, что инстинктивные формы поведения животных не нуждаются в упражнении (предупражнении). Ф. Бейтендейк считал, что в игре лежат исходные влечения, а именно: к освобождению, к слиянию, к воспроизведению. Он относил игру к категории ориентировочно-исследовательской деятельности, полагая, что игра есть действие с предметом, который для животных обладает элементами новизны.
Игра, по мнению сторонников этой теории, помогает преодолевать инстинкты прошлого, становиться цивилизованнее. Эта гипотеза происхождения игры возникла на границе биологического и социального. Существует также идея антиципации (предвосхищения) будущего в детской игре. Ее сторонник — французский педагог А. Валлон (1879-1962).
Многие ученые полагали, что игра возникает в свете духовности и служит источником духовного развития ребенка. Родоначальником теории игры в отечественной науке считается К.Д.Ушинский. Во второй половине ХХ века в развитии теории игры наметился переход от биологических, индивидуально-психологических подходов к социологическим и культурологическим. Из книги: Игра в образовательном процессе. Классификация игр должна позволить ориентироваться в игровом разнообразии, осмысленном и эффективном их использовании.