АНТРОПОЛОГИЗМ это что такое АНТРОПОЛОГИЗМ: определение — Философия

1) концепция предмета философии как общей теории Человека, его сущности, способов и смысла существования. 6.4. Социальная философия Возрождения Мор Томас (7.02.1478 – 6.07.1535). Огромное влияние на развитие философии Возрождения оказала античная культура.

Наиболее полно А. представлен у Фейербаха и Чернышевского. В совр. западной философии А. выступает как обоснование разных форм идеализма, рассматривающего объективный мир как нечто производное от человеческой сущности.

В философии Кампанелла отстаивал необходимость опытного познания и развивал учение о «двойном» откровении

Антропологический принцип — исходная точка философии Н.Г. Чернышевского, последователя Фейербаха. В 20 в. антропологический принцип все более обнаруживает свою недостаточность, становится тормозом развития философии. Он привел, по словам М. Фуко, к тому, что философия погружается в новый сон, но уже не догматизма, а антропологии. О Фейербах Л. Избр. философские произв.: В 2 т. М., 1955; Фуко М. Слова и веши. СПб., 1994; Хайдеггер М. Кант и проблемы метафизики.

А. испытал на себе значительное влияние философии жизни, феноменологии Гуссерля, психоанализа Фрейда. Как методологический принцип А. получил распространение в социологии, этике, эстетике. А. в широком смысле, как скрытая онтологическая доминанта философии, объясняющая само ее возникновение, присутствовал в ней всегда. В рамках философской антропологии делаются попытки синтезировать достижения биологии, психологии, социологии, истории, философии.

В учении Л.Фейербаха человек как существо чувственное — единственный, универсальный и высший предмет философии, ее исходный пункт и конечная цель. Антропологич. XVIII—XX вв. во мн. способствовало развитию филос. и науч. мысли. Однако сведение фундаментальных проблем бытия и познания к проблемам человека обедняет философию, сужает поле ее деятельности. Вместо Аристотеля, символизирующего схоластическую философию, искаженного в средние века, на первый план для мыслителей выходит творчество Платона.

Наибольшим достижением эпохи считается появление антропологизма, человек рассматривается как венец творения природы, как творец мира культуры. Основной целью философии, считал он, является познание не сверх природного Бога, а природы.

Фейербах. Категория «человек» была выдвинута им как антитеза «идеи» и «духа» — понятий, в к-рых резюмировался господствовавший в тот период объективный идеализм. Начиная со 2-й пол. 19 в. развиваются идеалистич.

М. Шелером. Ее приверженцы (А. Гелен и др.), а также близкие им по духу философы-экзистенциалисты выдвигают категорию «человек» в качестве антитезы понятий «общество» и «природа». Несостоятельность А. проявляется прежде всего в абстрактном и одностороннем понимании самого человека, в неумении учесть особенности его жизнедеятельности как обществ.

Эти проблемы получили развитие в трудах флорентийского политического деятеля Н. Макиавелли

Ограниченность А.— в абстрактном понимании человека, недооценке его сознания. А. представляет все истинно человеческие черты и свойства в качестве “абстракта, присущего… Маркс), “человеку вообще”, т. е. в отрыве от исторических форм общения, в к-рых возникает и осуществляется жизнедеятельность человека.

А. отправным пунктом анализа считает биологическую (а не социальную) природу человека. Крупнейшие представители материалистического А. Нового времени — Гельвеции и Фейербах, который и разработал А. как методологический философский принцип.

В тюрьмах он провел 27 лет, где написал десятки сочинений по философии, богословию, астрологии, астрономии, медицине, физике, математике, политике, в числе которых утопия «Город Солнца»

Начиная со второй половины 19 в. разрабатываются идеалистические варианты А. (Ницше, Дильтей, Зиммель). Односторонность А. проявляется в его абстрагированности от социальной сущности человека, от особенностей его жизнедеятельности как общественно-исторического существа.

Однако до XVII в. А. заявлял о себе лишь в качестве учения об особом, привилегированном положении человека в мироздании. Важной стороной такого понимания человека является необходимость осознания им своей собственной природы.

В современной западной философской антропологии (М. Шелер, А. Гелен, М. Ландман, Г. Плесснер) человек рассматривается в качестве особой реальности, противостоящей как обществу, так и природе. В соответствии с антропологич. В основе кантовского А. лежит концепция родовой сущности человека как существа активного и разумного.

6.2. Натурфилософия Возрождения. 6.1. Философия гуманизма. Макиавелли Николо (3.05.1469 – 21.06.1527) одним из первых в эпоху Возрождения отверг теократическую концепцию государства. Екатеринбург; Нижневартовск, 1997; Чупров А.С. Родовая сущность человека в философии Шопенгауэра и Фейербаха.

Что еще посмотреть: