7.3. Характеристика принципов обучения

К внутренним закономерностям процесса обучения относятся связи между его компонентами: между целями, содержанием, методами, средствами, формами. Закон взаимосвязи теории и практики в обучении. Выделяются внешние закономерности процесса обучения и внутренние. Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения. В структуре методов обучения выделяются прежде всего объективная и субъективная части. Объективная часть метода не зависит от личности конкретного педагога.

4. Набирают силу прогрессивные тенденции технологизации обучения и образования. Из накопившегося опыта и знаний извлечен поучительный вывод: нельзя создать универсальную систему обучения, одинаково пригодную для решения всех учебно-воспитательных задач во всех случаях. Цели образования определяются с различной степенью обобщения и детализации.

Если, например, цель урока — усвоение правил правописания, то и проверяется достижение именно этой цели в заданном объеме. Под методами обучения (дидактическими) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.

Если же речь идет о совместной работе учителя и учащихся, то здесь, несомненно, проявляются методы обучения. В структуре методов обучения выделяются приемы. В ней отражаются общие для всех дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил, а также постоянные компоненты целей, содержания, форм учебной деятельности. Настоящее пособие предназначено для студентов, изучающих курс «Теория обучения» и обучающихся по специальности 031200 — Педагогика и методика начального образования.

Есть и иной подход к типологии средств обучения (Пидкасистый П.И.). Он, в частности, разделяет средства обучения на материальные и идеальные. Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний. Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют учитель и ученик для детализированного обучения. Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения.

Наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Развитие средств обучения в современной школе (средней общей и профессиональной) определяется общим развитием учебной техники. Одной из задач современной дидактики в России является использование потенциала средств доставки и учебной техники в использовании средств обучения.

7.3. Характеристика принципов обучения

Пособие создано с учетом закономерностей развития и формирования у будущих учителей педагогического профессионализма. Они определяют, каким образом можно добиться в процессе обучения стоящих перед школой целей и задач обучения, какими нормативными положениями следует для этого руководствоваться учителю. Дидактика как наука имеет, о чем уже говорилось в предшествующих главах, одной из своих функций познание процесса обучения.

Это положение наглядно подтверждается тем, что в дидактических работах последних лет сформулировано значительное количество педагогических законов и закономерностей. Он раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов воспитания и обучения. Речь идет о том, чтобы, используя данный закон, полно и оптимально перевести социальный заказ на уровень педагогических средств и методов.

Результатом этого познания является выявление объективно существующих законов и закономерностей процесса обучения. При этом следует помнить, что в процессе обучения действуют, проявляются и другие закономерности — психологические, физиологические, гносеологические и т.п.

Что еще посмотреть:

  • Циклические кодыЦиклические кодыСистематические коды, рассмотренные выше (код Хэмминга и разделимый циклический код) удобно представить в виде матриц. Это свойство используется в процессах кодирования и декодирования. […]
  • Расчет допускаемой нагрузки на свайный фундамент с несущим ростверкомРасчет допускаемой нагрузки на свайный фундамент с несущим ростверкомСнижение сопротивления боковых поверхностей свай (в результате влияния ростверка) в песчаных грунтах будет незначительным, и при расчете несущей способности этот фактор можно не учитывать. […]
  • Элементы комбинаторикиЭлементы комбинаторики1000 кг апельсинов разложили по 25 кг в ящики. Сколько ящиков получилось? Сколько кг фасоли в каждом мешочке? Молоко она разлила в 5 банок по 2 л в каждую. Расфасовали 16 кг муки поровну в […]