1.6. Видовая классификация инновационных моделей и педагогических проектов

Управленческая модель может быть выведена в обособленный проект. Инструментальная модель — средство построения, исследования и/или использования прагматических и/или познавательных моделей. Познавательная модель, как правило, подгоняется под реальность и является теоретической моделью.

В основе систематизации моделей находятся важнейшие категории педагогики: образование, воспитание, обучение, позволяющие обнаружить все многообразие строящихся моделей. Анализ моделей будет способствовать понятийному и терминологическому определению моделей и послужит целенаправленному использованию в педагогике метода моделирования. С помощью моделирования в проектировании сравниваются и оцениваются варианты проектных решений, имитируются реальные процессы развития, принимаются решения о выборе альтернатив.

Модели отражают самые существенные, определяющие, устойчивые свойства объектов относительно которых имеются принципиально неполные знания. Именно моделирование позволит наладить стабильное функционирование в инновационном режиме и прогнозировать совокупный эффект от различных нововведений.

Модель – в широком смысле любой образ, изображение, описание, схема и т.п. Модель – это описание, которое отражает реальность до уровня абстракции. 1. Модель всегда индивидуальна. Проектная деятельность предполагает бросок вперед и к тому же существующая модель при переносе в новые условия, обязательно будет претерпевать изменения. При разработке прогностической модели участники проектирования составляют прогноз будущего. Задача проектирования состоит в том, чтобы спроектировать такую систему, которая не только соответствовала потребностям сегодняшнего дня, но и опережала эти потребности.

1.6. Видовая классификация инновационных моделей и педагогических проектов

Составляя прогностическую модель необходимо учитывать взаимосвязь всех структурных элементов образовательной деятельности. Модель объясняет, как изменится структура управленческой, организационной, педагогической деятельности.

Аннотация научной статьипо народному образованию и педагогике, автор научной работы — Ядровская Марина Владимировна

Модель позволяет объяснить, каковы будут отличия новой деятельности осуществляемой в коллективе и соотнесения этой деятельности с целевыми установками отдельной личности. При рассмотрении моделей инновационного образовательного учреждения или любого объекта инновационного проектирования, следует учитывать видовую классификацию моделей.

Следующим шагом является разработка образовательной модели, если основная цель инновационного проектирования заключается в изменении содержания образования. Таким образом, для разработки педагогического проекта целесообразно обратиться к моделированию, как методу исследования. В процессе моделирования могут быть созданы различные модели инновационной деятельности: содержательные, управленческие, нормативно-правовые и прочие, которые составят основу будущего проекта.

Таким образом, в процессе проектирования могут быть разработаны различные модели: управленческие, организационные, воспитательные, содержательные, нормативно-правовые, технологические. Отсюда следует, что всякий проект в социальной сфере может быть реализован, если к проектированию в той или иной степени и форме причастны субъекты преобразуемой социальной системы.

Характерной особенностью современной науки является широкое распространение модельного подхода, выразившееся в активном использовании моделей во всех областях и на всех этапах научных исследований.

Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания

Целью данной работы является анализ применения моделирования в социально-педагогических исследованиях. Рассмотреть особенности исторической науки, которые обусловливают применение метода моделирования в социально-педагогических исследованиях. Дать общую характеристику основных типов моделей, применяемых в социально-педагогических исследованиях. Определить специфику функционирования метода моделирования в социально-педагогических исследованиях.

Следовательно, на второй и последующих стадиях эмпирического исследования ученый имеет дело с заместителями объекта. Любые заместители объекта исследования называются моделями. Модель это естественный или искусственный, материальный или идеальный заменитель объекта, который имеет общие свойства с изучаемым объектом.

На первой стадии теоретического исследования строится новый или расширяется существующий базис, то есть описывается идеальный объект — модель действительности. Ученый, занимающийся изучением модели, становится управляющей системой, а модель — объектом управления. Для прогнозирования поведения объекта необходима модель. Модель создается с учетом следующих основных методических принципов (см. рис. 1.1.1.).

Основной задачей процесса моделирования в социально-педагогических исследованиях является выбор наиболее адекватной к оригиналу модели и перенос результатов исследования на оригинал. Проанализированы направления применения моделирования в педагогике и модели, создаваемые согласно этим направлениям.

Что еще посмотреть: