Эмпиризм — Википедия

Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Таким образом, в иудаизме и исламе истина — это спасительный Закон. В этом смысле примечательно поведение Пилата, скептически спросившего Христа: «Что есть истина?» и не выслушавшего ответа от самой Истины (Ин.18,37-38).

Ленин характеризовал истину как надклассовое и надысторичное содержание наших представлений. Кроме того, если под «правдой» подразумеваются субъективные представления человека об истине, может говориться о «нескольких правдах». Впервые философское понятие истины введено Парменидом как противопоставление мнению.

Относительная истина — это неполное, но в некоторых отношениях верное знание о том же самом объекте

Её основные положения сформулированы Аристотелем, главное из них сводится к формуле:- истина есть соответствие вещи и интеллекта (лат.veritas est adaequatio rei et intellectus). Более упрощенная трактовка совпадает с таким тезисом:- истина есть адекватное отображение действительности в сознании. Классическая концепция истины признавалась Фомой Аквинским, Г. Гегелем, К. Марксом и другими мыслителями.

Некоторые сторонники классической концепции трактовали истину более возвышенно, но также и более неопределенно. Они видели истину в идеале, в некотором недостижимом пределе. Р. Авенариус и Э. Мах понимали истину как согласованность ощущений. Одним из важных итогов философских исследований выступает различие между абсолютной и относительной истиной.

Также необходимо выделить тезис о конкретности истины. Авторитарная теория истины исходит из факта доверия к авторитетному источнику, который является гарантом истинности того или иного высказывания. Когерентная теория истины утверждает связность и непротиворечивость основными критериями истины. Конвенциональная теория истины определяет истину как результат соглашения. Все теории можно разделить на дающие реальное определение истине и устанавливающие правила употребления слова «истина».

Никакие определения, теории и обозначения не есть самою истиною, ибо истина сама определяет реальное бытие и действительность. Разнообразные определения не могут ограничить саму истину, а лишь являют обнаружение существования истины и цель их — познание смысла и сути полноты целостной истины.

Но это не снимало проблемы К. и. в отношении знания, соотносимого с действительностью

Отдельно от соответствующей трансформации психики человека истина в буддизме не рассматривается. Дальневосточная буддийская школа дзэн утверждает, что истина не может быть выражена в словах. Следует заметить и другие слова Христа об истине, а именно, о тех случаях, когда истина попирается: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Этим подчеркивается, что направленность свободной воли разумных существ определяет их причастность либо к истине и к вечной жизни (вечному бытию), либо ко лжи — вечной смерти и небытию.

Впервые термин «К. и.» был использован стоиками (Dox. Diels, 606). Стремясь совместить гераклитовское понимание истины как логоса – объективной космич

Таким образом, в христианстве истина — это спасительная Личность Иисуса Христа. В истории философии между этими крайними типами можно установить множество промежуточных ступеней и разновидностей. К. и. является общественная практика. Практика как К. и. впервые в теорию познания включена марксизмом. Тем самым совпадение идеи с объектом стало необходимой «нормой» истины. Лейбниц, исходя из своего различения «истин факта» и «истин разума»; установил для первых в качестве К. и. логич. принцип непротиворечивости.

Именно в проблеме К. и. обнаружилась их неспособность опровергнуть субъективно-идеалистич. Беркли и Юма. В этом споре во весь рост встала проблема содержательности знания: что является К. и. того познания, предметом к-рого является сама действительность. Ленин отмечал: «…Несомненно, практика стоит у Гегеля, как звено, в анализе процесса познания и именно как переход к объективной («абсолютной», по Гегелю) истине.

Отсюда прагматисты (Джемс, Дьюи, Шиллер) выдвигают в качестве К. и. «полезность», «успех», отбрасывая понятие истины как соответствия знания объективной реальности

К. и., т.е. посредствующим звеном между субъектом и объектом, обеспечивающим, точнее, воплощающим в действительность их единство. В практике должен доказать человек истинность, т.е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления. Поэтому для того чтобы практика могла выступать в качестве К. и., на деле всегда необходимо теоретически определить условия, к-рым должна удовлетворять сама практич.

Понимание истины как соответствия знаний и вещей было свойственно в античности Демокриту, Эпикуру, Лукрецию. Решение вопроса о К. и. по существу зависит от трактовки проблемы истины. Позднее к этому прибавилось понимание истины не только как статичного явления, но и как динамичного образования или процесса. С конца XIX в философии усиливается иррационалистический подход к пониманию истины.

Что еще посмотреть: