Спинозы и Г

По Спинозе, бесконечный модус движения и покоя связывает мир единичных вещей, находящихся во взаимодействии, с субстанцией, мыслимой в атрибуте протяженности. Описание: Идеи рационализма в учениях Р. Декарта, Б. Спинозы и Г. В. Лейбница Идеи мыслителей эпохи Возрождения были развиты философией Нового времени. В русле идей Декарта формировалось учение Спинозы. В отличие от Декарта Спиноза разработал монистическое учение.

Спиноза издаёт трактат: Основы философии Декарта, доказанные «геометрическим способом». Однако такой дуализм (признание двух самостоятельных субстанций) породил затруднения, с которыми Декарт и его последователи картезианцы, по сути, так и не справились.

Психология Б. Спинозы

Декарт, как известно, стремился вывести содержание своей философии из такого принципа (первоначала), которое не могло бы быть подвергнуто сомнению и потому претендовало бы на абсолютную истину.

Факт мышления есть свидетельство существования мыслящего субъекта, ибо, полагал Декарт, невозможно, чтобы тот, кто мыслит, не существовал в тот момент, когда он мыслит. Внешний мир и все вещи в нём доступны человеку лишь в форме их «представленности», т.е. как представленные в его сознании. В человеке соединены обе: мыслящая (душа) и протяжённая (тело). Это затруднение и получило название «психофизической проблемы». Спиноза полагал, что он преодолел затруднения Декарта.

Рене Декарт (1596 – 1650 гг.) — французский философ, физик и математик, представитель классического рационализма. Он происходил из древнего, некогда процветающего дворянского рода. Декарт — один из родоначальников «новой философии» и новой науки, выступивший с требованием пересмотра всей прошлой традиции.

Вслед за Августином, в полемике со скептицизмом Декарт считал абсолютно несомненным суждение «мыслю, следовательно существую». Основой и образцом метода Декарта является математика: в понятии природы Декарт оставил только те определения, которые составляют предмет математики — протяжение (величину), фигуру и движение. Важнейшие элементы метода — измерение и порядок.

В этике Декарт был последовательным рационалистом. Влияние его на развитие философии и науки XVII – XVIII вв. было глубоким и многосторонним. Дуализм Декарта послужил исходным пунктом концепции окказионализма, рационализм Декарта явился одним из источников философии Просвещения. Бенедикт Спиноза (1632 – 1677 гг.) — нидерландский философ-материалист, пантеист, атеист. Философские воззрения Спинозы складывались первоначально под влиянием еврейской средневековой философии.

Бесконечная субстанция по Баруху Спинозе

Философия Спинозы самим ее автором рассматривалась как своеобразное завершение картезианской философии. Она проникнута теми же интуициями и притязает на более совершенное разрешение проблем, поставленных предшественниками.

При рассмотрении мира единичных вещей Спиноза выступал как один из наиболее радикальных представителей детерминизма и противников теологии. Он был убежден в том, что весь мир представляет собой математическую систему и может быть до конца познан геометрическим способом. Однако основное свойство бесконечного разума — «познавать всегда все ясно и отчетливо» — относилось у Спинозы лишь к человеку.

Зависимость мышления человека от его телесного состояния обнаруживается, согласно Спинозе, на стадии чувственного познания. Чувственное познание, по мысли Спинозы, часто ведет к заблуждению; являясь неадекватным отражением объекта, оно вместе с тем заключает в себе элемент истины.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716 гг.) — немецкий философ-идеалист, математик, физик и изобретатель, юрист, историк, языковед. Лейбниц явился завершителем философии XVII в., предшественником немецкой классической философии. В логике Лейбниц развил учение об анализе и синтезе, впервые сформулировал закон достаточного основания, ему принадлежит также принятая в современной логике формулировка закона тождества.

Спиноза утверждал, что в принципе одушевлены все вещи, хотя и в различной степени. Учение Декарта и направление в философии и естествознании, продолжавшее его идеи, получили название картезианства. Спиноза утверждал, что есть лишь одна-единственная бесконечная, вечная и неизменная субстанция. Субстанция», «природа», «Бог» — эти понятия у Спинозы равнозначные и взаимозаменяемые. Субстанцию Спиноза называл богом или природой; природа отождествляется с богом в том смысле, что является абсолютно самостоятельной и ничем не обусловленной, не сотворенной и вечной.

Что еще посмотреть:

  • Каким врачом хочешь быть тыКаким врачом хочешь быть тыКакие профессии врачей самые оплачиваемые? Пройдя этот тест, ты узнаешь, к каким профессиональным сферам у тебя есть склонность. Профессия врача требует от человека высокой […]
  • Диагностика Спазмофилии у детей:Диагностика Спазмофилии у детей:У детей первых 6 мес. жизни спазмофилия чаще протекает в виде ларингоспазма и эклампсии; в более старшем возрасте – в форме карпопедального спазма. Замечено, что у детей, получающих […]
  • Условия работыУсловия работыКоэффициент трудового участия (КТУ) - элемент системы оплаты труда, характеризующий обобщенную количественную оценку трудового вклада работников в общие результаты работы. 7. […]