Положение об особой близости психотерапии и клинической психологии нередко оспаривают, считая, что с научной точки зрения психотерапия ближе к медицине. Базисными науками для клинической психологии являются общая психология и психиатрия. Психология связана со многими другими науками и оказывает содействие их развитию. Детская психология тесно связана с педагогикой вообще и с дошкольной педагогикой в частности.
Любая наука развивается во взаимодействии с другими науками и под их влиянием. Эти взаимодействия могут быть «горизонтальными», примером чего является клиническая психология как одна из психологических дисциплин. Но большее значение, как считает Платонов, имеют «вертикальные» взаимодействия, например, клинической психологии с философией.
Предмет специальной психологии
Перре и Бауманн полагают, что в этом отношении клиническая психология и психиатрия близки, даже если учесть по-разному расставленные акценты в их подходе к предмету исследования. Психиатрия, как частная область медицины, больше учитывает соматическую плоскость психических расстройств; в клинической же психологии основными являются психологические аспекты. Патопсихологические расстройства часто проявляются в экстремальных условиях, которые изучаются и другими психологическими науками, например, авиационной и космической психологией.
По мнению Платонова, патопсихология изучает анормальную личность в нормальных условиях, а экстремальная психология изучает нормальную личность в анормальных условиях. Патопсихология граничит и с нейропсихологией.
Диагностика включает методы клинической психологии и нейропсихологии, что объединяет данные дисциплины. В настоящее время в систему общей клинической диагностики включена психологическая диагностика (прежде всего в психиатрии). Последняя близка к судебно-медицинской психологии и судебной психиатрии, но здесь следует иметь в виду также юридическую психологию. Областью клинической психологии в определенной мере являетсяпсихологическая трудовая экспертиза, которая подразделяется на профориентацию, профконсультацию, профотбор и трудоустройство инвалидов.
Отрасли психологии
Успешно развивается медицинская педагогика — смежная с медициной, психологией и педагогикой область. Ее предметом служит обучение, воспитание и лечение больных детей — дефектопедагогика с отраслями олигофрено-, сурдо- и тифлопедагогики.
Следовательно, оно может быть и при соматических нарушениях. При этом приводят следующие аргументы: 1) лечение больных является задачей медицины, 2) психотерапия является лечением больных; отсюда следует, что психотерапия — это задача медицины.
Поведенческая медицина (Behavioral Medicine) — междисциплинарная научно-исследовательская и прикладная область. В своем подходе к проблемам здоровья и болезни ориентируется на биопсихосоциальную модель. Программы последипломного обучения клинической психологии показывают, что в США поведенческую медицину и психологию здоровья относят к сфере клинической психологии. В последнее время в психологии здоровья делают акцент на профилактике, ориентированной на модели здоровья, что позволит этой области в скором времени стать отдельной специальностью.
Частные, прикладные задачи специальной психологии
Эти науки имеют общий предмет научных исследований – психические расстройства. Клиническая же психология делает акцент на психологических аспектах. Психотерапия как самостоятельная медицинская специальность тесно связана с клинической психологией. На Западе считается, что психотерапия является частной областью клинической психологии, и таким образом подчеркивается особая близость между психологией и психотерапией.
Исследование одного предмета разными науками
Таким образом, очевидно, что в процессе работы клиническому психологу необходимо применять комплексный подход. Психику и поведение человека невозможно понять, не зная его природной и социальной сущности. Соответственно специфика того социума, в котором пребывает человек, определяет особенности психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми. В связи с этим углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии.
Закономерности психического развития
Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеку от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе воспитания и образования. Сфера психологической науки сейчас представляет собой весьма разветвленную систему теоретических и прикладных дисциплин, развивающихся вместе со многими науками о природе, обществе и человеке.
Психология труда и инженерная психология близки, но имеют разное происхождение. Психология рекламы занимается изучением потребностей и ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей, чтобы создать спрос на подлежащий сбыту продукт. Экологическая психология связана с улучшением условий в населенных пунктах, где протекает жизнедеятельность человека, изучает взаимовлияние природы и человека.
Выявляя закономерности формирования личности, психология помогает педагогике в правильном построении воспитательного процесса. Философы еще в давние времена отмечали: «человек — мера всех вещей»; основой современной науки становится антропологический подход, акцентирующий внимание на изучении человека в его целостности.
Современная психология занимает промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными — с другой, социальными — с третьей. Ее следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний. Существует тесная связь психологии с литературой, поэзией, музыкой и другими видами искусств, выражающих сущность и особенности человеческой души и личности.
Человековедение в искусстве и человекознание в науке — параллельны, но оказывают друг на друга мощное влияние. Историческая миссия психологии сейчас заключается в том, чтобы интегрировать все сферы человекознания и стать основным средством построения его общей теории. Это объединение естественных и общественных наук, изучающих человека, в одну концепцию.
Психология в разработке вопросов опирается на данные биологии, в частности анатомии и физиологии, на учение о высшей нервной деятельности. Педагогика широко использует психологические закономерности обучения и воспитания.
Теоретические и практические проблемы психотерапии разрабатываются с опорой на достижения медицинской психологии. На развитие клинической психологии также оказывают большое влияние неврология и нейрохирургия. Психология интегрирует данные этих наук и, в свою очередь, влияет на них, становясь общей моделью человекознания.