Понятие читательского интереса и особенности его формирования в младшем школьном возрасте

Понятие читательского интереса и особенности его формирования в младшем школьном возрасте. Сущность и принципы организации внеурочной деятельности в начальной школе. Разработка рекомендаций для детей и родителей по развитию читательского интереса. 2. Изучить уровень развития читательских интересов учащихся начальной школы на констатирующем и контрольном этапах.

Изучение понятий внеурочная деятельность, интерес к чтению. Разработка внеклассной работы, способствующей развитию у детей тяге к книгам. Разработка общей методики по диагностике и развитию уровня познавательных способностей младших школьников. Анализ специфики формирования познавательного интереса учащихся на уроках чтения. Особенности детской читательской деятельности. Развитие библиотечного дела в Беларуси. Роль и значение нестандартных уроков по математике в формировании познавательного интереса младших школьников.

Использование возможностей межпредметных связей в развитии интереса младших школьников к уроку музыки. Понятие интереса и мотивации к обучению в педагогике. Особенности обучения младших школьников. Особенности мотивации к учебной деятельности. Невозможно переоценить ту огромную роль, которую играет книга в духовном развитии человека.

Но интерес со стороны учащихся изменяется. Таким образом, развивать интерес к чтению как устойчивую потребность надо с младшего школьного возраста, так как именно в этот период закладываются основные читательские умения и навыки. Только учитывая степень начитанности учащегося, его читательские пристрастия, действительные литературные наклонности, можно педагогически умело формировать культуру чтения школьников.

Требования к читательской грамотности в современном обществе постоянно возрастают. Недостаточная разработанность проблемы, развития читательского интереса, ее большая практическая значимость определили актуальность темы данного исследования. 1. Изучить научно-методическую литературу по данной проблеме с целью уточнения ключевых понятий: внеурочная деятельность, интерес к чтению, читательский интерес.

2. Разработать и апробировать ряд мероприятий, направленных на развитие читательских интересов у учащихся

Младший школьный возраст — качественно своеобразный этап развития ребёнка. Включение ребёнка в учебную деятельность знаменует начало перестройки всех психических процессов и функций. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению также чрезвычайно велика.

Внеурочная деятельность по развитию читательского интереса — это сложная, многообразная система, считает Е.И. Бушнина

В то же время идет процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек юных читателей. Большинство отечественных и зарубежных ученых утверждает, что именно интерес лежит в основе творчества, развития интеллекта, внимания, памяти, познания. Устойчивость определяется в зависимости от того, чем вызван интерес. Если он вызван внешними стимулами (ситуативный интерес), то он способен затухать с изменением ситуации.

Между глубиной и широтой читательского интереса может возникнуть известное противоречие. Наличие положительной динамики по всем четырем критериям будет — Высокий уровень развития читательского интереса, средний уровень будет если у класса есть два критерия и низкий. Анализ изученной литературы подтвердил, что читательский интерес является явлением формирующимся и развивающимся.

При этом он может стать в достаточной степени устойчивым и действенным. Внеурочная деятельность важная, неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Урок и внеурочная деятельность связаны между собой. Внеурочная деятельность является продолжением уроков, в свою очередь, обогащает их, расширяя и углубляя знания учащихся. В основе организации внеурочной деятельности лежит ряд педагогических принципов (иначе их называют принципами воспитания).

В педагогике принято выделять несколько принципов, на которых базируется внеурочная воспитательная деятельность. Суть его требований состоит в том, что содержание внеурочной деятельности должно быть подчинено решению общей цели воспитания — формированию всесторонне развитой личности. Одним из фундаментальных принципов организации внеурочной деятельности является принцип воспитания личности в коллективе, через коллектив.

Внеурочную деятельность по развитию читательского интереса мы рассматриваем как составную часть учебно-воспитательного процесса, как одну из форм организации досуга младших школьников

Важно учитывать желания школьников при организации внеклассной работы. При этом важно следить за тем, чтобы учащиеся не были перегружены этой деятельностью. Важным требованием к внеурочной деятельности является учет возрастных, половых и индивидуальных особенностей участников этой деятельности.

Одним из принципов организации внеклассной воспитательной деятельности школьников является принцип мотивированности. В деятельности ребенка должен существовать мотив, побуждающий к выполнению того или иного поручения, к посещению какого-либо кружка, секции. Потому-то в ней как научные, познавательные, так и художественные, эстетические функции обязательно реализуются, если эта литература по-настоящему хорошая. В основе подготовки и проведения внеклассных занятий должны быть взаимный интерес и увлечённость педагога и учащихся.

Проанализировав педагогический опыт организации внеурочной деятельности по развитию читательского интереса в начальной школе, мы пришли к следующим выводам

В основном ученики могут показать свой читательский кругозор только по программе. В-третьих, разнообразная внеурочная деятельность способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной деятельности. Немаловажное значение при этом имеет и разнообразие форм внеурочной деятельности, что делает этот процесс увлекательным. Интерес к внеклассной работе не может возникнуть, если работа выполнена без желания, по принуждению.

Важным требованием к организации внеурочной деятельности является ориентация на ценности и ценностные отношения. Поэтому в школе развитие читательского интереса будет наиболее актуальным. В это время велась разработка и реализация мероприятий, направленных на развитие читательского интереса. Формы внеурочной деятельности по развитию читательского интереса могут быть разнообразны.

Что еще посмотреть:

  • Пищевое отравление при беременностиПищевое отравление при беременностиТакие отравления очень серьезны и нуждаются в интенсивной терапии. Регулярное посещение акушера-гинеколога (1 раз в месяц в 1 триместре, 1 раз в 2-3 недели во 2 триместре и 1 раз в 7-10 […]
  • «Татьяна русская душою…»«Татьяна русская душою…»Вот и обнаруживается «дьявольская раз­ница» между романом вообще и романом в стихах Пушкина. Но Онегин, хотя и «тронут был» письмом Татьяны, не ответил на её любовь. Почему В. Белинский […]
  • Реакции матричного синтеза.Реакции матричного синтеза.Гены, генетический код и его свойства. РНК выходит из ядра и направляется к месту синтеза белка, где буквы РНК расшифровываются. Большинство вопросов получают ответ в течение 10 минут ;) […]