Основные события и факты

Основные сочинения Коменского: «Великая дидактика» (1633—1638), «Открытая дверь к языкам» (1631), «Материнская школа» (1632), «Мир чувственных вещей в картинках» (1658). Тем не менее Коменский признавал священное писание источником познания наравне с чувствами и разумом, а подготовку детей к вечной жизни за гробом считал целью гуманистического воспитания. Философ и оратор. М. , 1963. История педагогики и образования.

По его мнению природа и воспитание подобны: воспитание создает вторую природу человека (на основе труда, непрерывного упражнения в нравственных поступках, выработки навыков правильного поведения). Учение Сократа, как этапный момент в повороте философского знания к индивидуальности человека, связано со становлением проблемы человека и гуманизма.

Основные события и факты

Добродетели — самостоятельно выработанные человеком качества, обусловленные понятиями о благе и доблести. Ксенофонт — ученик Сократа, автор педагогического романа «Воспитание Кира» об образовании и воспитании правителя.

Идеал воспитания — самостоятельная, независимая и сильная личность мудреца. Скептицизм. Путь к счастью состоит не в организованном познании, а в отказе от него, что позволяет воспитывать невозмутимого и безмятежного человека. Идеал воспитания — совершенный оратор, художник слова и общественный деятель. В 12 книгах «О воспитании оратора» обобщает современную ему греческую и римскую философскую и педагогическую литературу, свой опыт как преподавателя школы риторов.

ПЕДАГОГИКА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И США В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Киропедия. -М. , 1976. Лещинский В. И. , Лаврикова Т. В. , Заварзина Л. Э. Образование: история и современность. Л. , 1990. Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. М. , 1989. Утченко С. Л. Цицерон и его время. — М. , 1977. Хрестоматия по истории зарубежной педагогике. Основал собственную школу преподавания, в которой основной формой обучения были беседы и диспуты.

В античных школах закладывалось все великое и прекрасное, что оставили нам философская мысль того времени и вдохновенный труд архитекторов, скульпторов, ученых и поэтов. Обучение должно быть добровольным, должно происходить по обоюдному желанию ученика и учителя, иначе оно безрезультатно. Основные мотивы самосовершенствования видел в детской любознательности.

Главная задача воспитания, по мнению Аристотеля, — сообщать ученикам основы знаний из разных областей и вырабатывать способность самостоятельного суждения. Этапы обучения: овладение умениями писать, читать и считать; совершенствование физическое (гимнастика); эстетическое развитие (музыка и рисование).

Основные идеи и цели древней и средневековой педагогики (IX-XVII вв. )

Эпохой эллинизма называется период времени от смерти Александра Македонского (323 г до н. э. ) до подчинения эллинистических государств Риму и Парфии. Собирал учеников в школе «Сад» в Афинах, посещать его беседы могли все: мужчины и женщины, свободные и рабы. Ученики изучали философию, получая при этом духовное удовлетворение.

Развиты сельское хозяйство, военное искусство, врачевание, право и риторика. Математика, по сравнению со школами Древней Греции, отходит на второй план, музыка и гимнастика отсутствуют, вместо этого обучают фехтованию, верховой езде и плаванию. Школы среднего типа — грамматические, в этих школах, как и у эллинов, учили латинскому и греческому языкам, риторике.

ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РОСИИ XVIII ВЕКА

В трактате «Об ораторе» обрисовал идеальный образ всесторонне образованного оратора-философа, обладающего подвижностью и остротой ума, которые вырабатывались в процессе обучения. Чтобы стать совершенным человеком, необходимо непрерывное образование и самообразование, освоение всеобщей культуры.

Педагогический традиционализм и новое воспитание

Считал, что постичь природу и самого себя можно изучив философию, которая является главным средством морального совершенствования человека. Предъявлял требования к учителю: образованность, любовь к детям, осторожный и внимательный подход к ним, изучение ребенка, сдержанность, разумный подход к наградам и наказаниям.

Поэтика / Собр. соч. в 4-х т. Т. 4. — М, 1984. Блаватская Т. В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура. М. , 1976. Виничук Л. Люд, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. — М, 1983. Геродот. От зарождения воспитателя в первобытном обществе до конца XX в, / Под ред. акад. РАО А. И. Пискунова.

Обучение должно соответствовать возрасту (в основе возрастной периодизации — семилетние отрезки времени), развивать память, приучать к самостоятельному преодолению трудностей. Утверждал, что человек способен к обучению, познанию истины, совершенствованию.

Интеллектуальное и нравственное воспитание — единый процесс. Латынь стала и языком ученых. Главный воспитатель и руководитель в жизни — разум человека, поэтому важно умственное развитие.

Что еще посмотреть: