Научно-популярный подстиль — это

Приемы подачи терминов в науч.-популярном произведении, сравнительно с собственно научным, имеют свои особенности. Собственно-научный. Научно-учебный. С одной стороны, будучи разновидностью науч. стиля, она излагает науч. информацию, то есть содержание науч.-популярной литературы то же, что и собственно научной. Однако освобождение научного стиля от этих элементов шло постепенно.

В совр. лингвостилистике вопрос о статусе науч.-популярного типа речи в системе функц. стилей рус. языка не решен окончательно. Науч.-популярная литература, как правило, имеет своим читателем неспециалиста, однако в совр. науч. коммуникации можно отметить тенденцию к расширению адресации науч.-популярных произведений.

Фактор дифференцированной адресации науч.-популярных произведений усиливает их роль «связующего звена» между специалистами разных областей знаний, а также различных возрастных групп читателей.

Смотреть что такое «Научно-популярный подстиль» в других словарях:

Науч.-популярная речь имеет стилистически контаминированную природу. Это прежде всего общенаучная лексика и термины (правда, последние функционируют здесь несколько иначе, чем в науч. речи) – (Л.А. Баташева).

Для науч.-популярного произведения наличие признака «экспрессивность» тем более обязательно. Они располагаются в «узловых» местах науч.-попул. Можно назвать также функцию композиционной связности: ВОК создают композиционный каркас науч.-популярного произведения. Это группа вопросов, функционирующих в заглавиях, подзаголовках и внутренних заглавиях. При этом ответом на заглавие-вопрос может быть вся статья или ее часть (см., напр., Н.В. Кириченко, 1990, с. 52–53).

Широко используются в науч.-популярном произведении средства словесной образности, в том числе метафоры. Ведущей функцией метафоры в науч.-популярном произведении, является раскрытие сущности науч. понятия – познавательная, эвристическая функция. Особый, оценочный характер приобретает метафора в тех частях науч.-популярного текста, где речь идет об изложении каких-либо новых концепций, теорий.

Формы лица глагола и личные местоимения в научном стиле также употребляются в соответствии с передачей отвлеченно-обобщающих значений

Принципы изложения науч.-популярного произведения были разработаны еще в ХIХ в. Д.И. Писаревым, а позже также другими исследователями (см. – М.Н. Кожина, 1966, с. 180–185, 196–206). Ясность, как качество научной речи, предполагает понятность, доступность. Так как ведущей формой научного мышления является понятие, почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет. Точно и однозначно называют специальные понятия научной сферы общения и раскрывают их содержание особые лексические единицы — термины.

Термину, также как и многим другим лексическим единицам, присуща стилистическая окрашенность (научного стиля), которая отмечается в виде стилистических помет в соответствующих словарях.

Обобщенность, абстрактность изложения в научном стиле на лексическом уровне реализуется в употреблении большого количества лексических единиц с абстрактным значением (абстрактная лексика). Языку научного общения присущи свои грамматические особенности. При использовании глаголов заметна тенденция к их десемантизации, то есть утрате лексического значения, что отвечает требованию абстрактности, обобщенности научного стиля изложения.

Отсюда – некоторые конституенты собственно науч. речи наличествуют и в науч.-популярном произведении. Названия понятий в научном стиле преобладают над названиями действий, это приводит к меньшему употреблению глаголов и большему употреблению существительных.

Что еще посмотреть:

  • § 2. Личные права и свободы ребенка§ 2. Личные права и свободы ребенкаА существует ли самостоятельная отрасль ювенального права в России сегодня? Ювенальному праву присуще сочетание действия различных, зачастую противоположных друг другу по характеру […]
  • Информация об изменениях:Информация об изменениях:Первым дает свои объяснения лицо, обратившееся с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора. Для решения вопроса о наличии оснований для пересмотра […]
  • Применение теплоэнергетических установок в системах телекоммуникацииПрименение теплоэнергетических установок в системах телекоммуникацииСвыше 80 установок на карбонатных топливных элементах работают в мире. Они зарекомендовали себя на практике, производя надежную и экономичную энергию. Одной из наиболее перспективных […]