Международный обычай

Международное право не дает оснований для предположе­ния о различной юридической силе обычая и договора в пользу договора. Этим определяется взаимосвязь и взаимодействие обычных и договорных норм. Многие обычно-правовые нормы закрепляются в международных договорах. В-седьмых, только с писаной нормой связан такой прогрессивный институт международного права, как кодификация.

Международный обычай в ст. 38 Статута Международного суда ООН определен как «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы». Венская конвенция 1969 г. подтверждает, что нормы международного обычного права по-прежнему регулируют важнейшие вопросы международных отношений.

Обычай складывается в течение достаточно длительного времени из повторяющихся действий (актов) субъектов международных правоотношений. Не зависит наличие обычая и от количества признающих его государств: юридически воли государств равнозначны. Поэтому в теории проводят различие между универсальными (признаваемыми большинством субъектов международного права) и локальными (признаваемыми двумя или несколькими субъектами) обычаями.

В его преамбуле речь идет об «уважении к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права»

От международно-правового обычая следует отличать обыкновение. Оно представляет собой правило поведения субъектов международных правоотношений, не обладающее качеством юридической обязательности.

В то же время, как правило, процесс становления обычая прослеживается с трудом, время его формирования может быть указано лишь приблизительно. В то же время нельзя не учитывать значение обычных норм, так как значительное число действующих сегодня договорных норм представляет собой проверенные временем кодифицированные обычаи. Наличие смешанных норм свидетельствует в пользу тезиса о том, что эти источники не конфликтуют друг с другом, а, наоборот, дополняют и взаимодействуют друг с другом.

Поэтому в доктрине международного права констатируется, что проблема обычных норм принадлежит к числу наиболее спорных и противоречивых

Например, Женевская конференция 1958 года с морского права работала с 24 февраля по 29 апреля 1958 года и создала в этот период четыре документа. Момент вступления договорной нормы в силу также определен во времени. Таким образом, писаная норма характеризуется наличием временного показателя, с которого начинается существование данного источника.

Факт существования конкретного договора есть писаной нормы, может быть подтвержден ссылкой на текст документа. Необходимость для договора письменной формы обусловливает наличие согласованного текста, четких логических связей, формулировок, определенной компактности, что дает возможность его промульгации. Обычай приобретает юридическое значение в результате однородных или идентичных действий государств и определен­ным образом выраженного ими намерения придать таким дей­ствиям нормативное значение.

Договор и обычай в равной мере обязательны для тех государств (субъектов вообще), на которые они распространя­ются. При этом во многих договорах формулируется положение о сохранении и дальнейшем применении обычаев по вопросам, не решенным в договорах. Не существует четкой иерархии между основными источниками.

Международный договор как источник международного публичного права может создавать общие нормы, рассчитанные на многократное применение, и индивидуальные нормы, применяемые к конкретным случаям

В отношении международно-правового обычая имеет значение Дело Лотуса. Международное право имеет свою специфику, коя отличает его от внутригосударственного. Во-вторых, оба источника содержат правила поведения, имеющие обязательный характер, т.е. связывают воли создавших их субъектов.

Оба источника требуют соблюдения одного из основных принципов современного международного права — принципа добросовестного выполнения международных обязательств. В соответствии с ним все правомерно действующие нормы независимо от формы их объективирования должны добросовестно соблюдаться. В-четвертых, сходство договора и обычая подтверждается единством механизмов их обеспечения.

Кроме того, на начальной стадии сложно дифференцировать обычай и обыкновение, что также усложняет вопросы правоприменения, санкций, гарантий. В-шестых, обычай, как правило, идет вслед за практикой, писаная же норма не только фиксирует практику, но и создает таковую, что особенно важно для новых видов сотрудничества. Порядок их эксплуатации регламентирован Конвенцией ООН по морскому праву только в 1982 г., задолго до фактических действий в этом направлении.

При этом международная практика свидетельствует о том, что «историческая длительность» повторяемости правила поведения под влиянием научно-технического прогресса неуклонно сокращается. Развитие международного права в нашей стране требует пересмотра ряда категорий, выхода на новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания.

В правоведении термин «источники» употребляется в двух значениях: материальном и формальном. Эта воля обязывает государства, в этом и есть цель и смысл этого процесса. Вместе с тем имеются критики концепции источников. Однако это представляется маловероятным по причине того, что термин «источники» основательно утвердился не только в теории, но и в практике.

Часто в международных договорах и соглашениях общего характера встречаются отсылки к общим принципам международного права интеллектуальной собственности

Она была сформулирована после Первой мировой войны для Постоянной палаты международного правосудия. Международный договор является формой, воплощающей соглашение участников относительно содержания и обязательной силы содержащихся в нем постановлений. Со временем изменение в определении роли договора и обычая наблюдается в универсальных международных актах. Устав ООН отдал некоторое предпочтение договору.

В-четвертых, резкое различие договора и обычая выявляется при сравнении способов их внешнего выражения. Это означает, что ни одно государство, иной субъект международного права не может произвольно отказаться от выполнения принятых на себя обязательств. Представляет интерес проблема соотношения международного договора и обычая. Международный договор и международный обычай имеют ряд общих черт, характеризующих их как источники одной правовой системы.

Что еще посмотреть: