Культура в годы ВОВ — YouTube

Подлинным гимном народной войны стала песня В.И. Лебедева-Кумача и А.В. Александрова «Священная война». В 1941 — 1945 гг. развиваются и бытовой, и пейзажный жанры, но они всегда так или иначе связаны с войной. В годы войны создаются и почти документальные пейзажи, ставшие со временем историческим жанром. В годы войны господствующей в литературе стала тема патриотизма и национализма.

С первых дней войны литература стала важнейшим идейным и духовным оружием в борьбе с врагом. Многие писатели в качестве военных корреспондентов отправились на фронт: К. М. Симонов, А. А. Фадеев.

Советский татарский поэт М. Джалиль был ранен, погиб в плену. Подъем патриотических чувств, вызванный войной, стал мощным стимулом к творчеству. Многие стихи были положены на музыку и стали песнями (например, «Землянка» А. А. Суркова).

В самом начале войны появился необыкновенный по эмоциональной силе плакат И. М. Тоидзе «Родина-мать зовет!». Много работали в жанре плаката Кукрыниксы (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов). Важнейшей задачей советского правительства после войны в области культуры стало восстановление сферы образования.

Дополнительные инвестиции шли и в науку. В короткий срок была восстановлена материальная база научных учреждений. Открывались новые научно-исследовательские институты, были созданы даже новые Академии наук в Казахстане, Латвии и Эстонии. Однако по-прежнему в отношении власти к науке продолжал господствовать грубый диктат чиновников-непрофессионалов.

Великая отечественная война внесла большие перемены в государственную идеологию

Народ, победивший фашизм и освободивший от него мир, чувствовал в себе силы и право на свободу и на достойную жизнь. Ослабление режима, однако, не входило в планы партийно-государственной верхушки. В 1938 г. место президента ВАСХНИЛ занял Т. Д. Лысенко. Он был ярым противником генетики, и его позиция по этому вопросу стала в агробиологии решающей.

В результате на сессии ВАСХНИЛ, прошедшей в августе 1948 г., генетика была объявлена «буржуазной лженаукой». Это означало полное прекращение исследований в этой области. Их содержали в специальных зонах, «шарашках», где они отбывали свои сроки и бесплатно работали над на научными проблемами, решение которых имело важное оборонное значение.

Главная цель этой кампании заключалась в том, чтобы воздвигнуть идеологическую стену между СССР и Западом. Многие деятели искусств и культуры, творчеству которых был чужд узко-патриотический обскурантизм, подвергались гонениям. Партия и правительство грубо вмешивались в исследовательский процесс.

Все эти меры призваны были напугать, «поставить на место» представителей интеллигенции, вернуть атмосферу тотального страха, успевшую за годы войны несколько поредеть. Так же обстояло дело и в сфере художественного творчества. В литературе безраздельно господствовал соцреализм.

Как и в годы революции, первое место в графике военных лет занимал плакат

Главной задачей архитекторов было восстановление разрушенного войной. В стилистическом отношении продолжает господствовать неоклассика «сталинский ампир». В Москве возводятся знаменитые увенчанные шпилями высотки, в которых традиции античной архитектуры переплетаются с элементами древнерусской.

В 1940 г. в республике работало 5 289 начальных, 1 770 семилетних и 698 средних школ с 1 138 187 учениками

В результате боевых действий и бомбардировок пострадали древние русские города Новгород, Псков, Смоленск, Ржев, Вязьма, Киев. Громадный ущерб был нанесен Ленинграду. В Сталинграде было разрушено 85% жилого фонда. Более 80% жилых, общественных и производственных зданий было уничтожено гитлеровцами в Минске. Невосполнимы были и людские потери. С первых дней Великой Отечественной войны на службу победе, защите Родины были поставлены все достижения отечественной науки и техники.

Многие писатели, поэты, художники ушли сражаться на фронт, в партизанские отряды и народное ополчение. В это тяжелое для страны время советская драматургия создала подлинные шедевры театрального искусства. В области кино особое внимание уделялось производству киножурналов документальных фильмов. 20 века — седьмая симфония Д.Д. Шостаковича.

Не остались в стороне и деятели театра

Победоносный финал симфонии был завершен в декабре, когда фашисты стояли на подступах к Москве. Прослеживаются два этапа в его развитии. Первые два года войны плакат имел драматическое, даже трагическое звучание. Очень популярны были плакаты М.И. Тоидзе «Родина-мать зовет» (1941) и В.Г. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» (1942).

На плакате Корецкого изображена женщина, в ужасе прижимающая к себе ребенка, на которого направлен штык со свастикой. На втором этапе, после перелома в ходе войны, меняется настроение и образ плаката; он проникнут оптимизмом, народным юмором. Л.А. Голованов в плакате «Дойдем до Берлина!» (1944) создает образ героя, близкий Василию Теркину.

Весь мир обошла их знаменитая карикатура «Потеряла я колечко…» (а в колечке 22 дивизии) — на разгром немцев под Сталинградом (1943). В живописи военных лет в первую очередь развивается жанр портрета. Создавались как предельно скромные, так и парадные, даже патетические портреты, как, например, портрет маршала Г.К. Жукова работы П.Д. Корина (1945).

Он создает жизнелюбивые оптимистические характеры в своей обычной декоративной, насыщенной цветом манере. Выдающееся место в формировании и того, и другого в военные годы принадлежит А.А. Пластову. Оба жанра как бы объединены в картине «Фашист пролетел» (1942). Пронзительная по остроте чувств драма разыгралась в идиллическом русском пейзаже.

Шостакович начал писать седьмую симфонию спустя месяц после начала Великой Отечественной войны и продолжал работу в осажденном фашистами Ленинграде

В последний год войны Пластов написал прекрасную картину «Жатва» (1945), где он изобразил ничем непримечательный эпизод крестьянской жизни: серьезные и усталые старик и дети обедают у сжатых снопов. Это те, кто остался в тылу и кормил бойцов. Она запечатлела тот памятный день, когда бойцы прямо с заснеженной площади шли в сражение — и погибали.

В его картине «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 г.» (1941)изображены пустынные московские улицы со старыми домиками и противотанковыми заграждениями. Художник передает незабываемую атмосферу тех грозных дней, когда враг рвался к Москве и был у ее порога.

Художественные фильмы, созданные в годы войны, рассказывали о коммунистах-подпольщиках и партизанах, тяжкой жизни на оккупированной территории. В годы Великой Отечественной войны искусство стало идейным оружием борьбы советского народа с фашистскими захватчиками. В прозе создавались произведения, посвященные войне (К. М. Симонов «Дни и ночи», А. А. Фадеев «Молодая гвардия»). В этом жанре в годы войны много работает П.П. Кончаловский.

Что еще посмотреть:

  • Виды вентиляцииВиды вентиляцииМестная вентиляция бывает вытяжная и приточная. В начале XIX в. получает развитие вентиляция с тепловым побуждением приточного и удаляемого из помещения воздуха. При вытяжной вентиляции […]
  • 5. Эстафетно-формационный подход к всемирной истории5. Эстафетно-формационный подход к всемирной историиКак уже указывалось, в теории общественно-экономические формации существуют в качестве идеальных социоисторических организмов. Капиталистическая общественно-экономическая формация есть […]
  • И вот Адаму именно это удалосьИ вот Адаму именно это удалосьИ вот Адаму именно это удалось. В Библии это неоднократно бывает. В Ветхом Завете проображаются события Нового Завета. И я думаю, как Буриданов осел, куда пойти. Скажите, когда у человека […]