«Институты — основа экономического поведения»

Определения институтов можно также найти в работах по политической философии и социальной психологии. Институты — это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми. Институты — господствующие, и в высшей степени стандартизированные, общественные привычки.

Институционализм — направление в экономической мысли, делающее главный акцент на анализе институтов, под которым понимаются правила поведения, `правила игры`, которым следуют люди в своих действиях. Согласно взглядам Веблена, социальный и научно-технический прогресс общества, в конечном счете, обусловлен именно этим феноменом. В этой же связи им проводится аналогия между институтами и биологическими генами.

Но важно, чтобы они обеспечивали требуемые изменения в формальных правилах, и тот факт, что экономические изменения могут происходить довольно быстро. Примером тому могут служить ограничения, налагаемые на экономическое поведение человека различными религиозными культами. Эти правила специфицируют определенные формы действий в качестве разрешенных, а другие в качестве запрещенных, и по ним же наказывают одни действия и защищают другие, когда происходит насилие.

«Институты — основа экономического поведения»

Поэтому важнейшими экономическими институтами являются фирмы, рынки и отношенческая контрактация. Функционирование институтов определяется родом их деятельности, культурными традициями и многими другими факторами, в числе которых эффективность является далеко не определяющим параметром.

Они формируют институциональную среду. В свою очередь, глобальные правила состоят из конституционных, или политических, и экономических. Но и в этом случае пришлось бы выделить несколько уровней, на которых они возникают. Неформальные институты возникают из информации, передаваемой посредством социальных механизмов, и в большинстве случаев являются той частью наследия, которое называется культурой.

Неформальные институты (ограничения) пронизывают и всю современную экономику. Формальные ограничения, правила и институты возникают, в основном, на базе уже существующих неформальных правил и механизмов, обеспечивающих их выполнение.

В качестве примеров, или более общих социальных практик, мы можем привести игры, ритуалы, суды и парламенты, рынки и системы собственности»

Экономические действия индивида протекают не в изолированном пространстве, а в определенном социуме. Но нередко институциональные изменения отстают, и институты тормозят развитие.

Институт, подобно генетическому аппарату, есть структура, хранящая, передающая и самовоспроизводящая информацию, в том числе путем обучения и имитации

Впервые проблема институтов была фундаментально исследована Т. Вебленом (1857-1929), основоположником старого институционализма. Человек, как подчеркивает Т. Веблен, не является `калькулятором, мгновенно вычисляющим удовольствие и боль` , связанные с приобретением благ, выгодой издержками их получения.

Источник дискретности в эволюции институтов состоит во внутренне присущем человеку `праздном любопытстве` — природной склонности к творческой деятельности как самоцели. Позднее Дж. Коммонс развил представления Веблена об эволюционном отборе институтов, сделав акцент на осознанности самого процесса селекции). Изменения в формальных правилах обычно требуют весьма значительной затраты ресурсов.

Такой подход концентрирует основное внимание на уровне опосредуемых институтами отдельных трансакций и проблеме их минимизации

Изменения же в неформальных правилах осуществляются постепенно. Согласно Уильямсону, институты рассматриваются как механизмы управления контрактными отношениями. Институты регулируют доступ к законному использованию редких и ценных ресурсов, а также определяют принципы этого доступа. Институты определяют способы, с помощью которыхвызванный нехваткой ресурсов конфликт может быть смягчен и разрешен. Этот подход в современной экономической науке получил отражение в теории общего равновесия Эрроу–Дебре.

Институт — коллективное действие по контролю, освобождению и расширению индивидуального действия. Под институтами я буду понимать публичную систему правил, которые определяют должность и положение с соответствующими правами и обязанностями, властью и неприкосновенностью, и тому подобное.

Что еще посмотреть:

  • Бухгалтерский учет: тесты, задачи, лекцииБухгалтерский учет: тесты, задачи, лекцииСоставить бухгалтерские проводки. При решении задач по бухгалтерскому учету можно выделить следующие основные разделы. Задача 2. На основании хозяйственных операций открыть счета […]
  • Хмельницький національний університет (ХНУ) — ХмельницькийХмельницький національний університет (ХНУ) — ХмельницькийСамый дебильний университет в Хм. обл. Взяточничество и коррупция на высшем уровне. Я учился еще когда он назывался ХТИБО. Про коррупцию в нем тогда даже и не слыхали. Преведать всех […]
  • Мелатонин — ВикипедияМелатонин — ВикипедияВ ряде исследований на лабораторных животных и в системах культур опухолевых тканей было обнаружено, что мелатонин обладает антиопухолевым, онкостатическим действием. Основные функции […]