Именно развитие деятельности является способом проявления в онтогенезе и выражением социального развития

Именно развитие деятельности является способом проявления в онтогенезе и выражением социального развития. В процессе социального развития, при наличии разных уровней социальной зрелости, разного объема и разного характера ее, существуют определенные закономерности. В качестве этих взаимосвязанных сторон деятельности выступают практическая, познавательная деятельность и деятельность, направленная на развитие взаимоотношений с людьми, обществом.

Социальное развитие имеет разные уровни, разный характер проявления. Оно включает в себя и историческое движение обществ, классов, национальных групп, и развитие человека как главного момента всего исторического процесса.

В то же время человек приобретает и все большую самостоятельность, относительную автономность; происходит его индивидуализация. А его результатом являются новые социальные приобретения, свойства и качества общественного индивида.

В процессе деятельности ее «продукт… Во-вторых, определяются механизмы развития деятельности, как условия формирования интеллектуальной, аффективной и потребностно-мотивационной сфер личности. В деятельности, представляющей собой форму реализации человеческой сущности, происходит развитие ребенка, как раскрытие его внутренних возможностей. Практически, однако, речь идет о задаваемой деятельности, которая создает условия для развития человека как личности.

В предметно-практической деятельности ребенок осваивает знания, умения, навыки, присваивает человеческий опыт, что обеспечивает преимущественное формирование интеллектуальной активности. Актуализация определенной стороны деятельности выступает как главный, ведущий момент развития. Показательно, что К. Маркс в своей теории естественно-исторического процесса при характеристике этапов исторического развития выделяет главные направленности этого движения, его ведущие моменты.

Различаются два типа рубежей межуровневого социального развития личности, условно названные нами промежуточными и узловыми

Ведущее его значение в том, что именно в нем развиваются психические процессы, подготовляющие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития. В то же время накопление социального опыта является результатом не только деятельности по усвоению норм взаимоотношений, но и предметно-практической стороны деятельности.

Эта линия не исчезает и в практической деятельности, где происходит присвоение накопленного предметного бытия, обеспечивающее новую позицию субъекта. В этой социальной позиции и раскрывается отношение ко всему накопленному. Активизация одной стороны деятельности не вытесняет, не заменяет другую сторону деятельности, обеспечивая лишь новые возможности для развития социальной зрелости, для нового уровня развития личности.

Поуровневое развитие растущего человека как личности

У младшего школьника актуализируется предметно-практическая, познавательная деятельность, выражающаяся в конкретной форме ведущей в этом возрастном периода учебной деятельности. В свою очередь развитие этой стороны деятельности определяет полноту и широту развертывания на ее базе другой — предметно-практической стороны. Материалы психологических исследований развития личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.В. Петровский.

В процессе изменений, которые фиксируют разноуровневое состояние социальной зрелости ребенка, появляются новые уровни овладения социальным опытом действий и отношений. Происходящее в этом процессе нарастание нового, его кумуляция обусловливает появление своеобразного узла, интегрированного момента социального развития. В нем воедино объединяются, смыкаются обе стороны развивающейся деятельности ребенка, создавая возможности для поступательного развития личности.

Одной из важнейших закономерностей является изменение социальной позиции личности. Промежуточные рубежи развития — результат накопления элементов социализации — индивидуализации — связаны с переходом ребенка из одного периода онтогенеза в другой. Качественно новый узловой рубеж развития, обозначаемый формулой «я и общество», связан с актуализацией деятельности по усвоению норм человеческих взаимоотношений. Уже первый, младенческий период выступает как время становления возможностей социального развития, установления в определенном смысле «я» ребенка в обществе.

9 Божович Л. И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе. При этом расширяется спектр обеих сторон деятельности, которые в сложном взаимодействии и поочередной актуализации обеспечивают появление разных уровней развития личности. Развитие личности, субстратом которой выступает интегрированная социальная сущность индивида, происходит в процессе закономерного развития деятельности на протяжении длительного времени.

Что еще посмотреть: