Философия природы Гегеля – кратко

Великий немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Эта передача цивилизации от одного народа другому и составляет в философии Гегеля смысл истории, её логику или диалектику. Объективацией свободы в истории является государство. 3. Философия духа. 3 раздела: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух. На данной ступени своего проявления абсолютная идея выступает в формах сознания, разума и деятельности человека.

Выдвинул самый смелый за всю историю философии принцип: «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия есть критерий заблуждения». Значение ф-ии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Три закона диалектики (суть истории развития). Причина развития — единство и борьба противоположностей.

Философия природы Гегеля – кратко

Первооснова всего сущего – абсолютная идея (мировой дух, мировой разум), творческое духовное начало, проявляющее себя в природе, истории, сознании. Ей(и в этом новизна Гегеля) предшествует «объективная логика» (учение о бытии и учение о сущности). Абсолютная идея Гегеля и Бог христианской религии, понятия близкие, однако если Бог всегда равен самому себе, то а.и. находится в состоянии непрерывного развития. Философия природы содержит 3 раздела: механика, физика, органическая физика.

Логика Гегеля – кратко

История – сфера закономерности. Оно – «предмет, в котором свобода обретает и переживает свою объективность…». Народы, которые не образовали гос-ва, не принадлежать истории.

Доводит внутреннюю цель истории до полной действительности. Общий вывод философии состоит в признании разумности мира. Однако разумен, истинен не результат развития сам по себе, а само развитие, включающее в себя и своей результат. С войной, полагает Гегель, будет то же, что было со смертной казнью. Подданные и народы бесследно исчезают в том великом существе, представителем и воплощением которого является земной властелин.

Государства классической (греко-римской) истории существуют до тех пор, пока сохраняется равновесие между индивидуальным элементом и государством, между свободой и авторитетом. Гегель убеждён, что венцом исторического развития стала современная ему монархия, в первую очередь прусская.

Отсюда возникают три части системы Гегеля: 1) логика, изображающая разум или идею в её бытии в себе (An-sich-sein). 2) философия природы, изображающая ту же идею в её инобытии (Anderssein) и 3) философия духа, изображающая идею в её бытии в себе и для себя (An-und-für-sich-sein).

Гегель ­об исторических народах

Если хотят Бога называть абсолютным существом, то, по мнению Гегеля, следует говорить: «Бог созидается», а не «Бог существует». Философия есть изображение этого движения мысли, Бога и мира, она есть система органически связанных и необходимо одно из другого развивающихся понятий. Только благодаря такой диалектике понятий, философия вполне соответствует живой действительности, которую должна понять.

Категории качества и количества. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта — воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью.

Противоположности взаимодействуют, то есть борются. Абсолютная идея имеет своей конечной целью познание самое себя и тем самым восстановление своей целостности, нарушенной развитием. Принципами логики выступает метод восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического.

Смысл и значениеприродного мира в том, что он опосредует собою дух божественный и дух человеческий. Природу рассматривал не саму по себе, а как ступень становления, проявления и формирования разума, как орудие возникающего сознания.

Ф.д. охватывает все проявления социального и духовного мира: индивид. Развитие общества он трактует как прогресс в сознании свободы, который необходимо познать в его внутренней необходимости. В учении об абсолютном духе рассматривает диалектику движения к истине общественных форм сознания: искусства, религии. Законы здесь реализуются посредством сознательной деятельности людей. Тем не менее возможность периодизации истории по отдельным эпохам показывает, что в истории властвует неличная закономерность.

История, считает Гегель, есть прогрессивное разрешение великой политической задачи – постепенного создания идеального государства. История, как и природа, им запечатлена, проникнута, наполнена. Тем самым образуется единство истории и государства. Доказательство этому Гегель видит в самом его торжестве. Метод, которым Гегель развивает содержание логики, т. е. абсолютной идеи, называется диалектическим.

Что еще посмотреть: