DisserCat — электронная библиотека диссертаций и авторефератов, современная наука РФ

В результате третьеклассники стали узнавать о реальных экологических проблемах, стоящих перед людьми. 1;. Экология наука относительно молодая,’ и возникла она из потребности человека сохранить природу и, самих-себя. В результате у младших школьников формировались понятия: экология, экологические цепочки (пищевые связи между организмами), экологическая катастрофа и т.п.

Однако традиционный подход в нашей республике к структуре и содержанию методов экологического образования и воспитания не даёт требуемых результатов. Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяет говорить о возможности формирования у них надёжных основ ответственного отношения к природе.

Степень разработанности проблемы. Исследуемой проблеме в общетеоретическом и теоретико-отраслевом плане посвящены фундаментальные труды философов, социологов, политологов, психологов, педагогов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Каримова, Шарифа Рамазоновна, 2012 год

3. Особенности экологического воспитания учащихся начальных классов рассмотрены в содержательном и структурном аспектах. При этом учебный процесс занимает одно из главных мест в решении экологических проблем. Учащиеся были ознакомлены с реальными экологическими проблемами, стоящими перед людьми. Создание нового отношения человека к природе — задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная.

Сама природа понимается-, не только как внешняя по отношению к. человеку среда — она включает в себя человека. В скором времени людям» нужно» будет предотвращать эти проблемы или ликвидировать их последствия.

Эта система явно отстает от темпов развития науки, экологической культуры и скорости нарастания экологической опасности. Учитывая это, логично ожидать, что современные образовательные учреждения (в частности, начальные школы) могут и должны стать центрами экологического воспитания. А в свою очередь, экологическая культура является составной частью общей культуры личности, немыслима вне исторически сложившихся традиций народа по отношению к его природному окружению.

Но, к сожалению, нельзя сказать, что в* республике разработана современная модель непрерывного экологического образования на всех её -ступенях. Однако вопросы развития философских и педагогических идей о ценности экологического воспитания и образования* до сих пор не нашли своего должного отражения в научных поисках и исследованиях.

Значительный интерес представляет выявление психолого-педагогических условий и механизмов реализации процесса экологического воспитания младших школьников как первого этапа такой системы. Предметом исследования является1 процесс формирования нравственных убеждений младших школьников в рамках эколого-природоохранной внеурочной деятельности.

В > качестве основной’ опытно-экспериментальной базы были избранны общеобразовательные школы г. Курган-Тюбе и г. Куляб Хатлонской области Республики Таджикистан.

Данные педагогического эксперимента были проверены и внедрены в практику работы общеобразовательных школ. Материалы диссертации были дополнены и переработаны в свете новых требований. Кроме того, осуществлен теоретический анализ и синтез всех материалов, полученных на данном этапе исследования, проводилось осмысление и обобщение. По теме диссертации опубликовано 6 работ, в том числе две статьи в рецензируемых ВАК научных журналах, и одно учебное пособие.

С этой целью нами разработаны и апробированы новые пути и методы эколого-природоохранной внеклассной деятельности младших школьников, обеспечивающих эффективность формирования нравственных убеждений

В соответствии с задачами и логикой исследований его результаты обобщены в диссертации, которая имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, библиография. Воспитание и формирование личности учащихся — это многогранная, кропотливая работа.

Однако по многим объективным и субъективным причинам этот процесс не в состоянии охватить все стороны воспитания и формирования личности учащихся начальных классов. Польза внеклассной работы заключается в том, что с её помощью реализуются общие цели системы экологического воспитания учащихся. На каждом уровне отражены такие компоненты содержания ответственного отношения к экологическим проблемам, как знания, умения, навыки, отношения, опыт творческой деятельности.

Опытно-экспериментальные исследования проводились в три этапа -подготовительный этап, реализация, опытно-экспериментальной работы и подведение итогов работы. На самом раннем этапе школьного воспитания мы формируем у детей целостные нравственно-экологические представления об окружающем* мире, о месте в нём человека. Во втором классе в начале учебного года, мы знакомили учащихся с такими понятиями как: растения и животные, необходимые условия их существования, связь живой и не живой- природы.

И все человечество не должно оставаться в. стороне от решения проблем экологического воспитания подрастающего поколения. Этот повышенный интерес к человеку, как к объекту науки, сложился из-за-существующих экологических проблем. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Что еще посмотреть: