Детали клапанных механизмов газораспределения: распределительный вал (часть 1)

Шестерню распределительного вала изготавливают из стали, чугуна или текстолита. Повернуть коленчатый вал на пол-оборота, отрегулировать зазоры для второго цилиндра.3. Поверхности шеек распределительного вала, кулачков, эксцентрика и зубьев шестерни привода масляного насоса закалены до высокой твердости.

Между шестерней и передней шейкой вала установлены распорное кольцо 3 и ограничивающий осевое перемещение вала упорный фланец 2, который привертывают болтами к передней стенке блок-картера. Распределительные шестерни большинства двигателей расположены в передней их части в специальном картере. Они необходимы для передачи вращения от коленчатого распределительному валу, валу топливного насоса, масляному насосу и другим механизмам.

Фазы газораспределения и порядок работы цилиндров

Для того чтобы действие клапанов и подача топлива соответствовали определенному положению поршня в цилиндре, зубья указанных шестерен при сборке соединяют по меткам. В некоторых двигателях вал топливного насоса и распределительный вал вращаются в противоположные стороны.

Распределительный вал представляет собой стержень с опор­ными шейками и кулачками, предназначенными для своевременного открытия клапанов. Чтобы облегчить установку вала в подшипники, опорные шей­ки его делают иногда неодинаковыми.

Кулач­ковые валы двигателей с верхним расположением выполняются с осевым сверлением, через которое масло подводится к опорным шейкам и кулачкам. Распределительные валы куют из обычных или легированных среднеуглеродистых сталей (марок 40, 45, 40Х и др.), или же отли­вают из специального чугуна. Опорные шейки, кулачки и эксцент­рики закаливают аналогично шейкам коленчатых валов с приме­нением токов высокой частоты. Осевое перемещение кулачковых валов допускается в пределахвсего 0,1—0,2 мм. Фиксацию их осуществляют специальными ограничительными фланцами или упорными болтами.

Распределительный вал изготавливают цельным или составным (для упрощения изготовления и монтажа) и устанавливают на разъемных подшипниках. Для предотвращения осевого перемещения вал обычно фиксируют в опорно-упорном подшипнике. Кулачные шайбы в ВОД обычно отковывают заодно с распределительным валом, а в СОД и МОД выполняют съемными (неразъемными или разъемными). Цепной привод (рис. 11.7, б) используют при большом расстоянии между осями коленчатого и распределительного валов, когда шестеренный привод получился бы громоздким и дорогим.

На коленчатом валу находится стальная шестерня с 28 зубьями, а на распределительном валу – текстолитовая шестерня с 56 зубьями. Pаспределительный вал вращается в 2 раза медленнее коленчатого. От осевых перемещений распределительный вал удерживается упорным стальным фланцем. По этому сверлению и пазу масло подводится из канала в головке в полость оси коромысел. Для этого надо, проворачивая коленчатый вал пусковой рукояткой, совместить метку на ободе шкива коленчатого вала с указателем на крышке распределительных шестерен.

При притирке клапанов следует очистить от отложений полость оси коромысел, каналы в четвертой стойке оси и в головке цилиндров. Такое расположение распределительного вала называется верхним, оно позволяет упростить блок цилиндров и уменьшить шум при работе механизма газораспределения. При верхнем расположении распределительный вал приводится цепью или зубчатым ремнем.

Для этого на коленчатом и распределительном валах (рис. б) установлены шкивы 14 и 16 с наружными зубьями специального профиля. Весь привод распределительного вала не нуждается в смазке; от пыли и грязи защищен легкими пластмассовыми крышками.

Зубья у шестерен косые, что вызывает появление силы, стремящейся переместить распределительный вал в осевом направлении. Коромысло изготовляют из стали или чугуна. Правильность установки механизма ВМТ газораспределения определяется зацеплением распределительных шестерен с имеющимися на них метками. Распределительные валы газораспределительных механизмов в ремонт могут поступать со следующими дефектами: износ шеек под подшипники, прогиб, износ шестерни привода масляного на­соса и кулачков.

Механизм газораспределения

Шестерни изготовлены из стали. Для уменьшения шума они выполнены косозубыми. Распределительные шестерни из стали марки 45 со спиральными зубьями помещены в кожухе. Такие биметаллические подшипники часто делают свертными из стале-баббитовой ленты (ЗМЗ-53, ЗМЗ-66 и другие двига­тели) и запрессовывают в гнезда, расточенные в перегородках кар­тера.

Для некоторых двигателей распределительные валы изготовляют из чугуна, в этом случае их кулачки и шейки подвергают отбеливанию. В том случае, если распределительный и коленчатый валы вращаются в разные стороны, то промежуточная шестерня между ними отсутствует.

Что еще посмотреть:

  • Раздел «Промышленная биотехнология»Раздел «Промышленная биотехнология»В качестве продуцентов используют штаммы Candida scotti и C.tropicalis. В современных биотехнологических процессах, основанных на использовании микроорганизмов, продуцентами белка служат […]
  • Администрация города УльяновскаАдминистрация города УльяновскаОрганы территориального общественного самоуправления входят в систему органов местного самоуправления и, следовательно, являются органами, через которые осуществляется власть народа. Одной […]
  • Опасная встречаОпасная встреча1.2 Квест «Шахтеры»: >Q. Как «по-тихому» убить Педро Нуньеса? 1.2 Квест «Механик»: >Q. Где берется квест с механиком? 1.3 Квест «Разработчики»: >Q. Где искать производителя наркотиков? 1.2 […]