Шестерню распределительного вала изготавливают из стали, чугуна или текстолита. Повернуть коленчатый вал на пол-оборота, отрегулировать зазоры для второго цилиндра.3. Поверхности шеек распределительного вала, кулачков, эксцентрика и зубьев шестерни привода масляного насоса закалены до высокой твердости.
Между шестерней и передней шейкой вала установлены распорное кольцо 3 и ограничивающий осевое перемещение вала упорный фланец 2, который привертывают болтами к передней стенке блок-картера. Распределительные шестерни большинства двигателей расположены в передней их части в специальном картере. Они необходимы для передачи вращения от коленчатого распределительному валу, валу топливного насоса, масляному насосу и другим механизмам.
Фазы газораспределения и порядок работы цилиндров
Для того чтобы действие клапанов и подача топлива соответствовали определенному положению поршня в цилиндре, зубья указанных шестерен при сборке соединяют по меткам. В некоторых двигателях вал топливного насоса и распределительный вал вращаются в противоположные стороны.
Распределительный вал представляет собой стержень с опорными шейками и кулачками, предназначенными для своевременного открытия клапанов. Чтобы облегчить установку вала в подшипники, опорные шейки его делают иногда неодинаковыми.
Кулачковые валы двигателей с верхним расположением выполняются с осевым сверлением, через которое масло подводится к опорным шейкам и кулачкам. Распределительные валы куют из обычных или легированных среднеуглеродистых сталей (марок 40, 45, 40Х и др.), или же отливают из специального чугуна. Опорные шейки, кулачки и эксцентрики закаливают аналогично шейкам коленчатых валов с применением токов высокой частоты. Осевое перемещение кулачковых валов допускается в пределахвсего 0,1—0,2 мм. Фиксацию их осуществляют специальными ограничительными фланцами или упорными болтами.
Распределительный вал изготавливают цельным или составным (для упрощения изготовления и монтажа) и устанавливают на разъемных подшипниках. Для предотвращения осевого перемещения вал обычно фиксируют в опорно-упорном подшипнике. Кулачные шайбы в ВОД обычно отковывают заодно с распределительным валом, а в СОД и МОД выполняют съемными (неразъемными или разъемными). Цепной привод (рис. 11.7, б) используют при большом расстоянии между осями коленчатого и распределительного валов, когда шестеренный привод получился бы громоздким и дорогим.
На коленчатом валу находится стальная шестерня с 28 зубьями, а на распределительном валу – текстолитовая шестерня с 56 зубьями. Pаспределительный вал вращается в 2 раза медленнее коленчатого. От осевых перемещений распределительный вал удерживается упорным стальным фланцем. По этому сверлению и пазу масло подводится из канала в головке в полость оси коромысел. Для этого надо, проворачивая коленчатый вал пусковой рукояткой, совместить метку на ободе шкива коленчатого вала с указателем на крышке распределительных шестерен.
При притирке клапанов следует очистить от отложений полость оси коромысел, каналы в четвертой стойке оси и в головке цилиндров. Такое расположение распределительного вала называется верхним, оно позволяет упростить блок цилиндров и уменьшить шум при работе механизма газораспределения. При верхнем расположении распределительный вал приводится цепью или зубчатым ремнем.
Для этого на коленчатом и распределительном валах (рис. б) установлены шкивы 14 и 16 с наружными зубьями специального профиля. Весь привод распределительного вала не нуждается в смазке; от пыли и грязи защищен легкими пластмассовыми крышками.
Зубья у шестерен косые, что вызывает появление силы, стремящейся переместить распределительный вал в осевом направлении. Коромысло изготовляют из стали или чугуна. Правильность установки механизма ВМТ газораспределения определяется зацеплением распределительных шестерен с имеющимися на них метками. Распределительные валы газораспределительных механизмов в ремонт могут поступать со следующими дефектами: износ шеек под подшипники, прогиб, износ шестерни привода масляного насоса и кулачков.
Механизм газораспределения
Шестерни изготовлены из стали. Для уменьшения шума они выполнены косозубыми. Распределительные шестерни из стали марки 45 со спиральными зубьями помещены в кожухе. Такие биметаллические подшипники часто делают свертными из стале-баббитовой ленты (ЗМЗ-53, ЗМЗ-66 и другие двигатели) и запрессовывают в гнезда, расточенные в перегородках картера.
Для некоторых двигателей распределительные валы изготовляют из чугуна, в этом случае их кулачки и шейки подвергают отбеливанию. В том случае, если распределительный и коленчатый валы вращаются в разные стороны, то промежуточная шестерня между ними отсутствует.