Общественные отношения в этих сферах представляют собой объект административного правонарушения. Субъективная сторона характеризуется наличием вины в форме умысла. В отношении рассматриваемых правонарушений следует отметить специфику применения административного ареста.
Установленный порядок управления — это система политико-правовых институтов, обеспечивающих функционирование государственной власти. 1 В официальном тексте КоАП, так же как и в Комментарии КоАП (М: Проспект, 1997) ст. 1654 пропущена. В целом в КоАП редко встречаются правонарушения, при рассмотрении которых потерпевший может стать правонарушителем, как это предусмотрено в данном случае.
Объективная сторона правонарушения характеризуется целенаправленным волевым действием лица, уклоняющегося от участия в судебном разбирательстве. При квалификации таких правонарушений необходимо учитывать вредоносность действий правонарушителя. 318 УК (применение насилия в отношении представителя власти) и 319 УК (оскорбление представителя власти).
Таким образом, юридические признаки потерпевшего при совершении правонарушений, предусмотренных ст. 165, 1655 КоАП и ст. 318, 319 УК, совпадают. КоАП, так же как и УК, предполагает только действия представителей власти при исполнении ими своих должностных обязанностей.
Правонарушитель не предвидел общественной опасности своего действия, хотя мог и должен был ее предвидеть. Объективная сторона самоуправства чаще выражается в целенаправленном действии (правонарушитель, не обладая должными полномочиями, осуществляет свое право). По убеждению правонарушителя, мотивация его действий законна и правомерна.
Порядок применения и использования оружия сотрудниками ФСО регламентируется не базовым ФЗ «Об оружии», а специальным ФЗ от 27 мая 1996 г. «О государственной охране». При применении ст. 172 — 175 КоАП следует руководствоваться также некоторыми законами и подзаконными актами, регламентирующими статус ОВД России, среди них, в частности, ФЗ РФ «Об оружии». Под предметами художественного, исторического и археологического достояния понимаются движимые вещи, указанные в Законе РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей»1.
Субъективная сторона данных составов правонарушений предусматривает наличие умышленной вины, субъект при этом, как правило, сознательно допускает наступление общественно опасных последствий. Общественные отношения возникают в сфере общественных интересов, поскольку регламентация военно-служебной деятельности является прерогативой государственных органов.
Административные правонарушения, посягающих на институты власти и порядок управления
Санкции представлены двумя разновидностями административных взысканий имущественного и нематериального свойства: штрафом и предупреждением. В отличие от всех других статей гл. 14 КоАП доминирующее начало диспозиций ст. 193, 193 , 1932 заключено в регламентации негосударственных и частноправовых интересов.
В диспозиции ч. 1 ст. 193 КоАП говорится о недопустимости воспрепятствования принятию гражданами религиозных или иных убеждений. К противоправным действиям ст. 193 относит только применение различных мер принуждения против вступающих в религиозное объединение. По ныне действующему ФЗ от 26 сентября 1997 г. религиозные объединения могут быть созданы в форме религиозных групп и религиозных организаций. Однако правоспособностью юридических лиц обладают только зарегистрированные в органах юстиции религиозные организации.
Таким образом, подобные действия, безусловно, квалифицируются по ч. 1 ст. 193 КоАП в качестве административного проступка. В пользу такого вывода свидетельствует и архитектоника ст. 148 УК, озаглавленной «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий».
1931 КоАП, вина квалифицируется в форме косвенного умысла. Объективная сторона правонарушения выражается в противоправной деятельности должностных лиц, обязанных организовывать учет сведений о несовершеннолетних детях, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, возникает проблема защиты деятельности религиозных групп в сферах административной (ст. 193 КоАП) и уголовно-правовой (ст. 148 УК) юрисдикции. Субъектом административного проступка могут быть только лица, участвующие в судопроизводстве: следователь, потерпевший, истец и ответчик. В зависимости от размера причиненного государству вреда административные санкции не применяются, совершенное в этих случаях правонарушение квалифицируется как преступление.