8.1. Традиционное обучение: сущность, достоинства и недостатки

2. Чем отличается традиционное направление обучения от проблемного? Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация. В проблемном обучении выделяют три метода: метод проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский. Сегодня наиболее перспективным и соответствующим социально-экономическим, а также и психологическим условиям является проблемное обучение.В чем сущность проблемного обучения?

Но только во второй половине XX в. возникли самостоятельные теории или направления обучения. Значительное влияние на общую теорию обучения оказали психологические положения ассоциативной, бихевиористской и гештальтпсихологической теорий. В соответствии с данным направлением Первичной и первоначальной задачей в обучении, является обучение пониманию, охвату целого и их соотношения. В процессе обучения К. Коффка большую роль отводил подражанию.

Однако необходимыми требованиями для любого направления обучения должны быть воспитывающий, развивающий характер обучения и активность субъектов научения.2. Психология обучения — раздел педагогической психологии, изучающий закономерности протекания учебной деятельности, ее содержание, структуру, принципы и методы. Основная задача традиционного обучения состоит в том, чтобы передать ученикам ряд очевидных знаний.

Опираясь на общие основания современных направлений обучения, Н. Ф. Талызина дала определение понятия «традиционное обучение». В традиционных методах обучения научение, как правило, сводится к процессу передачи готовых знаний учащимся. В традиционном обучении наблюдается разрыв между теми требованиями, которые предъявляются к учащемуся, и теми знаниями, которые потребуются в реальной профессиональной деятельности.

8.1. Традиционное обучение: сущность, достоинства и недостатки

Проблемное обучение основано на ряде психологических посылок, мышление не сводится лишь к функционированию готовых знаний. Начало и источник творческого мышления — это проблемная ситуация. В процессе учебной или другой деятельности у человека возникает, возможно, несколько проблемных ситуаций. Проблемное изложение представляет собой промежуточный метод, переходный от объяснительно-иллюстративного типа к собственно проблемному обучению.

Приведенное наблюдение подтвердило эффективность обучения в период сна. Но также выявило и отрицательную сторону гипнопедии. Таким образом, полноценное обучение во сне неэффективно» (АиФ. Здоровье.

М., 2002. 4. Махмутов, м; И. Проблемное обучение : основные вопросы теории / М. И. Махмутов. 2-е изд. СПб., 2000. Вопросы для самопроверки 1. Какие общепсихологические теории легли в основу создания новых направлений обучения?

4. Кто из исследователей разрабатывал проблемы алгоритмизированного обучения? 5. Что вы думаете о возможностях практического применения гипнопедии как направления обучения? Как показывает практика, наилучшие результаты можно достичь лишь при оптимальном сочетании различных типов обучения. Можно привести аналогию с так называемыми технологиями интенсивного обучения иностранным языкам. Они осваиваются давно отработанными и ставшими теперь уже традиционными методиками обучения.Сегодня наиболее распространенным является традиционный вариант обучения (см. анимацию).

8.2.2. Сущность проблемного обучения

Несомненным достоинством традиционного обучения является возможность за короткое время передать большой объем информации. При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности.

Как показывает практика, объем сообщаемой информации превышает возможности ее усвоения (противоречие между содержательным и процессуальным компонентами процесса обучения).

А.А. Вербицкий (Вербицкий А.А., 1991) выделил следующие противоречия традиционного обучения (Хрест. Противоречие между способом существования культуры как процесса и ее представленностью в обучении в виде статических знаковых систем. В результате не только индивид, но и культура оказывается вне процессов развития.5. При этом условии преодолевается разрыв между обучением и воспитанием, снимается проблема соотношения обучения и воспитания.

8.2.1. Исторические аспекты проблемного обучения

Исследовательский метод обучения, активизировавший практическую деятельность учащихся, стал своеобразным антиподом традиционного метода. Использование исследовательского метода обучения как универсального в начале 30-х гг. XX в. было признано ошибочным. Предлагалось строить обучение для формирования системы знаний, не нарушающей логику предмета.

8.3.3. Развитие программированного обучения в отечественной науке и практике

Дж. Дьюи предлагал все виды и формы обучения заменить самостоятельным учением школьников путем решения проблем, при этом упор делался на их учебно-практическую форму (Дьюи Дж., 1999; аннотация). Суть второй концепции заключается в механическом переносе выводов психологии на процесс обучения. Основным вкладом Дж. Дьюи в теорию обучения является разработанная им концепция «полного акта мышления».

Правильно построенное обучение, по мнению Дж. Дьюи, должно быть проблемным. Согласно ей роль учителя в процессах обучения и воспитания сводится в основном к руководству самодеятельностью учащихся и пробуждению их любознательности. Наибольшее влияние на развитие современной концепции проблемного обучения оказали работы американского психолога Дж. Брунера (Брунер Дж.,1977; аннотация).

Проблемное обучение понималось польскими педагогами лишь как один из методов обучения. Проблемность в обучении рассматривалась как одна из закономерностей умственной деятельности учащихся.

При проблемном обучении учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он обладает новыми способами действия.

Образовательный процесс начиная со второй половины XVIII в., становится объектом психологического осмысления. К. Коффка отмечал, что бессмысленное многократное повторение может принести только вред, и необходимо сначала понять суть действия, его структуру, или гештальт, а потом уже повторять это действие. По словам К. Коффки, научение не сводится только к работе памяти, оно нуждается в объяснении того, как формируется новое в этом процессе.

Нередко они абсолютизируют достоинства ими предпочитаемого обучения и не в полной мере учитывают его недостатки. Сущностные аспекты традиционного обучения. Однако есть явные сторонники и того, и другого типа обучения. Естественно, не все названные элементы проблемного обучения всякий раз будут детально и глубоко проработаны.

Что еще посмотреть:

  • Причины острого холецистита и факторы рискаПричины острого холецистита и факторы рискаВ 90% случаев острый холецистит вызван желчными камнями в желчном пузыре. Острый холецистит может быть катаральным и деструктивным. Острый и хронический холецистит чаще развивается у […]
  • Георгиевского ФГАОУ ВО «КФУ имГеоргиевского ФГАОУ ВО «КФУ имСтроение: клетки и межклеточное вещество (волокна и аморфное вещество). ККМ – это ЦЕНТРАЛЬНЫЙ кроветворный орган, потому что в нем происходит антигенНЕзависимая пролиферация и […]
  • (N10) Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на з(с))(N10) Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на з(с))Слова, начинающиеся на пре- и при-, имеют в русском языке разное происхождение. 2) Во многих случаях в современном русском языке приставки пре- и пред- либо уже не выделяются в словах, а […]