11.1.1. Методы воспитания: понятие и классификация

38. В теориях….. Вскоре он был признан одним из главных риторов (ораторов) в Древней Греции. И это положение в риторике осталось незыблемым. Когда возникла риторика в России и кто ее разрабатывал? В основе – античная риторика: гармония содержания и формы, внимание к технике речи, манере оратора, жестикуляции, мимике.

11. Хранение информации осуществляется по-разному в зависимости от того, участвует ли в нем….. или….. память. 22. В нашей адаптации к действительности важную роль играют две разновидности мыслительных процессов:….. 29. В когнитивистской концепции Брунера главное внимание уделяется содержанию сознания, формирующегося на основе двигательной…… мысленных…..

9. В отличие от пространственной и последовательной организации памяти ассоциативная и иерархическая организация не обусловлена «внешними» факторами. В чем особенности риторики Древнего Рима? Что характерно для средневековой риторики?

11.1.1. Методы воспитания: понятие и классификация

Софист – человек, который в своих рассуждениях прибегает к софизмам. Уловки в доказательстве, разработанные софистами, используются и в современной риторической практике, но в более скрытой форме, поэтому их сложно сразу обнаружить. Древний Рим. С III в до н. э. под влиянием греческой начинает развиваться римская риторика. Свой практический опыт Цицерон обобщил в трех книгах по риторике («Об ораторе», «Брут», «Оратор»).

11.3. Основные теории и подходы к воспитанию

Античная риторика была усвоена европейской культурой, входила в число избранных наук. Социально-экономические изменения повлияли на требования к оратору и ораторскому искусству.

Церковное красноречие внесло в риторику приемы овладения чувствами и сознанием слушателей, влияния на психику и воображение. В первое время лекции читались (лат. lectio – чтение, lector – чтец) по книге. Важным было обращение к научным знаниям, где отражались реальные явления и факты в отличие от богословского красноречия.

В эпоху Возрождения, а позже и Просвещения светское мировоззрение постепенно вытесняет богословское. В красноречие проникают светские мотивы, оно развивается в гуманистическом и демократическом направлении.

11.2. Принципы и закономерности воспитания

В советское время риторика почти не преподается в учебных заведениях. В народе говорят: без труда не выловишь и рыбку из пруда. А всегда ли это так бывает?; «Говорят: с миру по нитке – голому на рубаху. Формулируем главную мысль в виде отдельного предложения. В аргументации,используя сильные доводы, убеждаем аудиторию в том, что суждение является правильным и истинным. Речь должна быть выразительной и достаточно эмоциональной.

4. Емкость и длительность….. 6. Согласно принципу специфичности…… важное значение имеет тот…… в котором происходило запоминание. 8. Материал запоминается тем лучше, чем больше он….. с каким-то другим материалом в различных…..

20. Память участвует во всех мыслительных процессах — либо через посредство….. 32. Три главные стадии познавательных процессов по Пиаже — это….. стадия, стадия….. 34. Человеческая речь отличается от средств общения животных тем, что с ее помощью можно рассказать не только о текущих, но также о….. или….. событиях. 1. Механизм кратковременной памяти позволяет информации сохраняться меньше секунды.

5. Информация всегда легче воспроизводится в том же самом контексте, в котором происходило ее запоминание. 7. Серьезная проработка материала в течение короткого времени приводит к более эффективному запоминанию, чем его длительное изучение.

10. Всегда легче вспомнить какой-либо элемент материала, воспринятого в прошлом, чем узнать его среди других предъявленных элементов. Основные этапы развития риторики – от древности до наших дней. Роды и жанры красноречия: где, о чем и как говорить. Античный риторический канон: публичная речь по «рецепту» древних.

Каковы роды и жанры красноречия? В Древней Греции – платный учитель философии, ораторского искусства, а также философ, принадлежащий к сложившейся в V в. до н.э. в Афинах школе философов-просветителей. Они положили начало риторике как искусству открытия и доказательства объективной истины. Философ называл свой метод познания истины через умело поставленные вопросы и полученные на них ответы майевтикой («рождение истины»).

Многим, с кем Сократ вступал в диалог, не нравилось чувствовать себя невеждой. Он не владел техникой и культурой речи, не учел аргументы оппонентов, не готовил выступление. 3. Аудитория. Выявил принципы, на основе которых оратор может принудить к чему-либо своих слушателей. Для древнегреческих ораторов риторика — это искусство доказательства, наука о способах убеждения, которой нужно постоянно учиться.

1. Речь оратора должна быть «способна убеждать, услаждать, увлекать. 3.Для действенности речи необходимо сочетать рациональное и эмоциональное; учитывать интересы и особенности аудитории. 4. Каждый оратор должен исходить из особенностей своего характера и темперамента, а не слепо подражать ораторам, манера которых чужда его личности. Речь должна быть логична. Издревле была дилемма: воздействовать на слушателей аргументами, которые им близки и они их разделяют, или выдвигать доводы, которые правильны для оратора, но неприемлемы для аудитории.

В этот период формируются социально-политическое и судебное направления в красноречии. Красноречие в это время развивается в двух социальных областях – религии и образовании. Известный французский физик и философ Блез Паскаль предлагает программу действий оратора, в основе которой положения античной риторики. 40. С точки зрения Пиаже речь не играет никакой роли в развитии….. В изложении раскрываем перед слушателями свое восприятие и понимание предмета речи, используя разные формы: описание, повествование, рассуждение.

Что еще посмотреть:

  • Марцинковская Т. История психологииМарцинковская Т. История психологииИногда появление самостоятельной психологической науки связывают со школой В. Вундта, т. е. с началом развития экспериментальной психологии. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и […]
  • Масса и плотность веществ, теория и примерыМасса и плотность веществ, теория и примерыЗадача 3. Два тела с массами m1 = 1кг и m2 = 4 кг, соединенные нерастяжимой невесомой нитью, лежат на горизонтальной плоскости. Анализ задачи. Массами блоков и трением в них пренебречь. […]
  • 1.1. Анализ и синтез1.1. Анализ и синтез10. Возникновение жизни на Земле и се биосферы является одной из основных проблем современного естествознания. Научная индукция может строиться не только на основе изучения ряда явлений […]